Чечня. 12-й год войны

В селе Янди, расположенном в Ачхой-Мартановском районе Чечни, в ходе спецоперации сотрудники силовых структур убили трех молодых людей

МОСКВА--На фоне происходящего в Кабардино-Балкарии или Дагестане может показаться, что война в Чечне уже практически не ведется. Однако это не так. Столкновения, перестрелки все так же происходят, но информация о них все менее доступна. О двух эпизодах неоконченной войны рассказывает член правления правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.

Главные новости с Северного Кавказа приходят в последние недели из Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. На этом фоне Чечня выглядит вполне благополучно. Однако причина этого не только в реальном положении вещей, но и в отсутствии информации. Ведь и в Приэльбрусье ситуация давно уже неблагополучна, но заговорили о ней только в последнее время.

Вот и в Чечне братоубийственный конфликт отнюдь не завершен. Расскажу лишь об одном трагическом эпизоде недельной давности. В прошлую субботу, 26 февраля 2011 года, в селе Янди (известном также как Орехово), расположенном в Ачхой-Мартановском районе на западе Чечни, в ходе спецоперации сотрудники силовых структур убили трех молодых людей.

Убитых опознавал глава местной администрации. Это оказались местные жители: 20-летний Бакар Шаваев, 18-летний Аюб Шаваев и житель Ножай-Юртовского района Шамад Эскиев. Они были троюродными братьями.

Удалось выяснить, что в начале февраля 2011 года из дома ушли Бакар Шаваев, его младший брат Анзор Шаваев и их односельчанин 20-летний Али Мальсагов. Ещё раньше, месяца два назад, ушёл из дома Аюб Шаваев. Жители поговаривали, что они ушли к боевикам, хотели примкнуть к одному из отрядов.

Отец Бакара и Анзора Шаваевых в первую чеченскую войну участвовал в боевых действиях, и в последние годы живет за пределами республики.

Под конец дня 26 февраля, после 17:00, силовики блокировали частный дом на окраине села Янди, на улице Заречной.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Чечня. 12-й год войны



Дом принадлежал некому Мохмаду Хасбулатову, который жил там один. Он потерял обе ноги во время первой чеченской войны. Как долго Шаваевы и Эскиев там находились, оказались ли они там случайно, или же хозяин у себя их прятал, местные жители сказать не могут.

Сначала дом блокировала немногочисленная группа силовиков, всего несколько десятков. Переговоры длились чуть больше получаса. Молодых людей уговаривали сдаться.

Свидетелями переговоров стали местные жители. Вот что рассказал один из них: «Если бы сами не слышали, то не поверили бы, что силовики могли бы так уговаривать. Где-то полчаса один из сотрудников кричал, просил выйти. Он просил не вынуждать их применять силу. Говорил, что они в ситуации худшей уже не окажутся, что если подъедут военные, он уже ничем не сможет им помочь и т.д. Это длилось где-то полчаса, у него даже голос охрип».

Из дома вышел только хозяин, Мохмад Хасбулатов. Затем завязалась перестрелка. По словам очевидцев, первые выстрелы были сделаны из блокированного дома. После этого к месту спецоперации подтянулись дополнительные силы и бронетехника. Прибыли префект Ачхой-Мартановского района Муса Дадаев и начальник службы безопасности президента Чеченской Республики Абузайд Висмуратов, позывная кличка «Патриот».

Бой длился более двух часов. 25 февраля, накануне спецоперации в селе Янди, в километре от села в горном лесу «силовиками» были убиты трое предполагаемых боевиков: 25-летний Замбек Гишпуркаев, и двадцатилетние Зелимхан Духаев и Раджи Чинтагов. Известно также, что из села Янди два месяца назад ушли еще трое молодых человек. Они, наверное, тоже знали, как именно борются с боевиками чеченские «силовики». Но это не может предотвратить уход молодых людей «в лес» и «в горы». Односельчанин убитых горько заметил:

«Может, они не хотели, чтобы их пытали, знали, что их ждет, но, по крайней мере, они остались бы в живых... Жалко ребят, хорошие были... Непонятно, как они поддаются пропаганде и уходят в лес, не замечают, что они всего лишь пушечное мясо. Это были хорошие парни, и то, что вот так мы теряем своих детей почти каждый день, трагедия для всех чеченцев».

Братоубийственная война продолжается вот уже много лет, просто о ней предпочитают не вспоминать.

Из Чечни – только хорошие новости.