Сохранить свое лицо, и не более

ПРАГА--На линии прямого эфира из Тбилиси один из лидеров оппозиционной Республиканской партии Давид Бердзенишвили.

Олег Кусов: Я бы хотел у вас спросить о позиции не Москвы, а Тбилиси в этом вопросе. Мы знаем, что грузинские власти настаивают на том, чтобы грузинские таможенники находились на пунктах пропуска Псоу и Рок-Нижний Зарамаг, на границах Абхазии и Осетии, или же предлагается также присутствие международных сил. Понятно, что это компромиссный вариант. Я бы хотел знать ваше отношение к позиции официального Тбилиси и к этому компромиссному варианту.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Давид Бердзенишвили



Давид Бердзенишвили: Конечно, для грузинских властей серьезным фактором является позиция Соединенных Штатов в вопросе вступления России в ВТО. После августовской российско-грузинской войны и оккупации части грузинских территорий, Грузия получила от США около миллиарда долларов, от Европейского Союза около миллиарда евро и от международных организаций еще около двух миллиардов. То есть Грузия заинтересована в том, чтобы сохранить хорошие, тесные отношения с западными странами, в первую очередь с Соединенными Штатами. В данный момент в Грузии серьезный финансовый кризис. Даже по официальным данным около 12% инфляция. Грузинские власти, конечно, хотят сохранить хотя бы терпимые отношения с администрацией США. Сейчас Саакашвили не тот человек в Вашингтоне, каким он был в 2004 году во время правления Буша. После ноября 2007 года, после августа 2008, после фальсифицированных президентских и парламентских выборов Саакашвили не является сейчас серьезным партнером Соединенных Штатов. С другой стороны, конечно, грузинские власти в принципе и Грузия, как страна заинтересованы в том, чтобы сохранить свое лицо, и в вопросе вступления России в ВТО должны быть исполнены, хотя бы частично, грузинские требования. Это практически требование сохранить свое лицо, и не более.

Олег Кусов: Но и на это, как мы знаем, Россия не идет. Что в этой ситуации делать Тбилиси?

Давид Бердзенишвили: Вообще-то, мне кажется, вступит Россия в ВТО или нет, от этого Россия не очень изменится. Кстати, Байден говорил, насколько я знаю, на встрече с российскими оппозиционерами и правозащитниками в МГУ о тех проблемах, которые существуют в России, и упомянул Ходорковского, судебную систему. С ним говорили об избирательной системе, о проблеме регистрации партии, и так далее. Грузия и Россия очень разные государства: одна - очень маленькая, другая – очень большая. Саакашвили очень старается стать Путиным, но ему это не удается. Проблема Грузии не решилась тем, что еще при Шеварднадзе Грузия вошла в ВТО. И проблема России не решится, на мой взгляд, если она войдет в ВТО без серьезных процессов демократизации.