ЦХИНВАЛИ---Нынешний год для Северной и Южной Осетии проходит под знаком празднования 130-летия со дня рождения выдающегося художника, основоположника осетинского изобразительного искусства, Махарбека Туганова. Ещё в конце XIX века его творчество стало объединяющим фактором в культурных особенностях северных и южных осетин, населяющих оба склона Главного Кавказского хребта.
Тема единой Осетии стала определяющей в творчестве Махарбека Туганова, который не делил осетин на южных, западных и северных. Художник Туганов стал автором многочисленных картин на исторические темы, иллюстратором героического осетинского нартского эпоса, публицистом, собирателем осетинского фольклора.
Он родился в 1881 году в североосетинском селении Дур-Дур, в семье дигорских (их ещё называют западными осетинами) аристократов. На формирование мировоззрения Махарбека влияние оказывали частые гости – представители осетинской интеллигенции. Один из них – дядя Мухарбека, исследователь Нартского эпоса Дзантемир Шанаев.
Впоследствии художник создаст цикл монументальных картин к эпическому эпосу осетин «Нарты кадджыта». В 1901 года Туганов поступил в Академию художеств Санкт–Петербурга, где учился в мастерской Ильи Репина. Художественное образование продолжил в Европе - в Вене и Мюнхене.
Вернувшись из Европы во Владикавказ, он открыл художественную студию, где занимался изучением национального фольклора, и на его основе создал серию графических и живописных работ. Искусство Туганова посвящено жизни осетинского народа, его традициям и обычаям. Отдельное место в творчестве занимает «Нартский эпос». Самая грандиозная картина из этого цикла - «Пир нартов».
Махарбек Туганов много и плодотворно занимался публицистикой. В своих статьях он доказывал осетинское происхождение Нартского эпоса.
В 1918 году художник раздал свои земли крестьянам. Но после этого ему пришлось порвать со своей фамилией, представители которой осудили его за такой поступок. Конфликт аристократов привёл к открытой вражде, на Махарбека было даже совершено покушение. Избежав трагической участи, он переехал в Цхинвали, где в 1937 году открыл студию, а затем – художественное училище. В Южной Осетии находилось большинство работ Туганова, здесь вырос его сын Энвер. В 1992 году, после начала вооружённой фазы грузино-югоосетинского противостояния, картины и архив Туганова были перевезены в Северную Осетию, сюда же уехал пожилой Энвер Туганов.
Недавно Художественному музею Северной Осетии почитатели таланта художника передали книгу «Махарбек Туганов и Грузия: о грузино – осетинских культурных и научных связях и истории», изданную в Тбилиси. Кроме книги, в музей принесли и электронные копии документов из личного архива художника, которые якобы еще до войны Энвер отдал грузинскому искусствоведу Игорю Урушадзе. Но тогда опубликовать документы не удалось. Спустя двадцать лет личные фотографии и неизвестные рисунки Махарбека Туганова увидели свет. Племянник Игоря Урушадзе, Леван Урушадзе, собрал материалы в отдельную книгу, а оригиналы сдал в Государственный архив Грузии.
Заместитель директора по научной работе Художественного музея им. Махарбека Туганова, искусствовед Людмила Бязрова, ознакомилась с копиями этих документов.
- Видимо, надо связываться с Грузией. Есть люди, заинтересованные в исследовании темы «Туганов в Тбилиси». С их помощью можно было бы выяснить, где находятся документы, можно ли как-то получить их или копии. Я думаю, какие-то связи, конечно же, надо искать.
- Что из этого архива представляет интерес?
- Есть очень ценные фотографии Махарбека и его семьи, подлинники. У нас есть те же самые, но только копии. Есть рисунки, они представляют ценность, если только подлинники. Конечно, хотелось бы их получить. Но это дело времени, потому что о многом мы не знаем», - говорит Бязрова.
Работы Махарбека Туганова хранятся и в Ашгабатском музее. Это уже другая большая тема – Махарбек Туганов и Туркмения.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
Тема единой Осетии стала определяющей в творчестве Махарбека Туганова, который не делил осетин на южных, западных и северных. Художник Туганов стал автором многочисленных картин на исторические темы, иллюстратором героического осетинского нартского эпоса, публицистом, собирателем осетинского фольклора.
Он родился в 1881 году в североосетинском селении Дур-Дур, в семье дигорских (их ещё называют западными осетинами) аристократов. На формирование мировоззрения Махарбека влияние оказывали частые гости – представители осетинской интеллигенции. Один из них – дядя Мухарбека, исследователь Нартского эпоса Дзантемир Шанаев.
Впоследствии художник создаст цикл монументальных картин к эпическому эпосу осетин «Нарты кадджыта». В 1901 года Туганов поступил в Академию художеств Санкт–Петербурга, где учился в мастерской Ильи Репина. Художественное образование продолжил в Европе - в Вене и Мюнхене.
Вернувшись из Европы во Владикавказ, он открыл художественную студию, где занимался изучением национального фольклора, и на его основе создал серию графических и живописных работ. Искусство Туганова посвящено жизни осетинского народа, его традициям и обычаям. Отдельное место в творчестве занимает «Нартский эпос». Самая грандиозная картина из этого цикла - «Пир нартов».
Махарбек Туганов много и плодотворно занимался публицистикой. В своих статьях он доказывал осетинское происхождение Нартского эпоса.
В 1918 году художник раздал свои земли крестьянам. Но после этого ему пришлось порвать со своей фамилией, представители которой осудили его за такой поступок. Конфликт аристократов привёл к открытой вражде, на Махарбека было даже совершено покушение. Избежав трагической участи, он переехал в Цхинвали, где в 1937 году открыл студию, а затем – художественное училище. В Южной Осетии находилось большинство работ Туганова, здесь вырос его сын Энвер. В 1992 году, после начала вооружённой фазы грузино-югоосетинского противостояния, картины и архив Туганова были перевезены в Северную Осетию, сюда же уехал пожилой Энвер Туганов.
Недавно Художественному музею Северной Осетии почитатели таланта художника передали книгу «Махарбек Туганов и Грузия: о грузино – осетинских культурных и научных связях и истории», изданную в Тбилиси. Кроме книги, в музей принесли и электронные копии документов из личного архива художника, которые якобы еще до войны Энвер отдал грузинскому искусствоведу Игорю Урушадзе. Но тогда опубликовать документы не удалось. Спустя двадцать лет личные фотографии и неизвестные рисунки Махарбека Туганова увидели свет. Племянник Игоря Урушадзе, Леван Урушадзе, собрал материалы в отдельную книгу, а оригиналы сдал в Государственный архив Грузии.
Заместитель директора по научной работе Художественного музея им. Махарбека Туганова, искусствовед Людмила Бязрова, ознакомилась с копиями этих документов.
- Видимо, надо связываться с Грузией. Есть люди, заинтересованные в исследовании темы «Туганов в Тбилиси». С их помощью можно было бы выяснить, где находятся документы, можно ли как-то получить их или копии. Я думаю, какие-то связи, конечно же, надо искать.
- Что из этого архива представляет интерес?
- Есть очень ценные фотографии Махарбека и его семьи, подлинники. У нас есть те же самые, но только копии. Есть рисунки, они представляют ценность, если только подлинники. Конечно, хотелось бы их получить. Но это дело времени, потому что о многом мы не знаем», - говорит Бязрова.
Работы Махарбека Туганова хранятся и в Ашгабатском музее. Это уже другая большая тема – Махарбек Туганов и Туркмения.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия