«Последняя капля»

Разногласия зашли так далеко, что вчера, поздно вечером, представители двух лагерей обменялись оскорблениями в прямом телевизионном эфире

ТБИЛИСИ---Раскол грузинской оппозиции можно считать завершенным. Каждая из групп окончательно сформулировала свое политическое кредо. Радикально настроенная часть готовится свергнуть руководство страны революционным путем, более умеренная считает вполне допустимыми сотрудничество и переговоры с правительством. Разногласия зашли так далеко, что вчера, поздно вечером, представители двух лагерей обменялись оскорблениями в прямом телевизионном эфире.

О том, что в оппозиционном стане зреет раскол, эксперты говорят уже несколько недель. Но вчера в прямом эфире телекомпании «Кавкасия» представители умеренного и радикального крыла оппозиции продемонстрировали, насколько он глубок и непреодолим. В вечернем ток-шоу лидер Республиканской партии Давит Усупашвили открыто обвинил Грузинскую партию в том, что она действует по указке Москвы. По словам Усупашвили, в этом уже никто не сможет усомниться после акции протеста перед посольством США, которую партия запланировала на 16 мая:

«Кто должен признать эту революцию легитимной? Есть только одна сила, заинтересованная в таком признании - это Россия. Только она будет согласна назвать революцию легитимной. Это ваша цель, и очень хорошо, что в конце концов вы в этом сознались. С вами все теперь понятно».

Это серьезное обвинение Усупашвили адресовал одному из лидеров Грузинской партии Созару Субари. Когда-то Субари и Усупашвили были членами одного политического объединения. В ответ на выпад со стороны бывшего соратника, Субари переадресовал ему обвинение, заявив, что на самом деле это Усупашвили и еще несколько оппозиционных политиков пытались «доить» Кремль. Спор завершился взаимными оскорблениями - оппоненты назвали друг друга «ублюдками».

Кадры, запечатлевшие скандальную перепалку, обошли сегодня все грузинские телеканалы. Для некоторых оппозиционеров из «умеренных» вчерашний эфир сыграл роль «последней капли». Они заявили, что отныне политическое сотрудничество с «революционерами» невозможно.



Сегодня днем оппозиционная «восьмерка» сделала специальное заявление. Она не намерена «выходить на баррикады» и участвовать в акциях протеста. Вместо этого альянс планирует принять предложение властей и продолжить переговоры о совершенствовании избирательного кодекса, которые зашли в тупик. «Умеренные» готовы сесть за стол переговоров даже на условиях партии власти, то есть договариваться с правительством по отдельности. Говорит один из лидеров оппозиционной восьмерки Мамука Кацитадзе:

«Любая революция наносит ущерб государству, народу, принося пользу конкретной политической группе. Мы не видим себя частью этой группы, поскольку у этих политиков нет совести. Мы не будем ни присоединяться, ни поддерживать их, ни создавать условия для переворота в собственном государстве».

Оппозиционная «восьмерка» требует от Национального движения возобновить переговоры в ближайшие дни. Лидеры объединения хотят, чтобы предварительно представители власти в письменном виде подготовили свои предложения по реформированию избирательных списков и системы. «Восьмерка» также настаивает на публичности и прозрачности всех переговоров, чтобы за их ходом могли следить местные и иностранные неправительственных организаций.

Грузинский философ Заза Пиралишвили считает, что сегодняшнее заявление стало свидетельством окончательного размежевания в среде грузинской оппозиции. Но он не уверен, что этот раскол упрочит положение какой-либо оппозиционной группы. Кризис сыграет на руку лишь партии власти:

«Я боюсь, что все это обернется своего рода «кадаффизмом», то есть власть Саакашвили будет легитимизирована. Для простого человека оппозиция – это аморфное образование, в котором он не различает частей. Поэтому раскол дискредитирует сразу все оппозиционное движение. Отсюда можно сделать вывод, что отставка Саакашвили приведет к хаосу, спорам, к перехвату каких-то политических инициатив и ни к чему большему»

Пиралишвили считает, что похожим образом начинают рассматривать ситуацию и зарубежные партнеры Грузии. Им существенно «легче выбрать стабильность с нынешним президентом, нежели неизвестное будущее с оппозицией».