Дипломатическое совершеннолетие

На конференции Джинджолия вспомнил события осени 93-го, когда в Женеве проходила первая встреча с грузинами

СУХУМИ--Абхазской дипломатии в этом году исполняется 18 лет. День рождения внешнеполитического ведомства приходится на 17 мая. В преддверии своего профессионального праздника сотрудники МИД провели конференцию «Дипломатические чтения 2011: внешняя политика Абхазии на рубеже веков». В форуме приняли участие политики, стоявшие у истоков создания внешнеполитического ведомства.

17-е мая 1993 года для абхазской дипломатии дата особенная. Именно в этот день, 18 лет назад, появилась своя внешнеполитическая школа. Она создавалась в тяжелейших условиях войны, когда позицию Абхазии было важно донести до мировой общественности. Не будучи профессиональными дипломатами и не имея опыта, сотрудники МИДа использовали любую возможность, чтобы достучаться до высоких кабинетов разных международных организаций. Пусть и не с первой попытки, но им это удавалось.

Сократ Джинджолия один из пионеров абхазской дипломатии. Второй министр иностранных дел, участник многочисленных переговоров, он не понаслышке знает, какой прессинг приходилось испытывать переговорщикам из Сухума. На конференции Джинджолия вспомнил события осени 93-го, когда в Женеве проходила первая встреча с грузинами. В кулуарах к нему подошел американский дипломат и решительно стал отговаривать от объявления независимости Абхазии. Мол, США никогда этого не допустят. Правда, в ответ услышал слова не политика, а обычного абхаза, которого волнует судьба своего народа.

Даже спустя столько лет Сократ Джинджолия не стал раскрывать подробности той памятной встречи в Женеве. И это еще одна сторона профессии дипломата – знать, что можно рассказывать, а что еще нельзя. Даже из того, что можно, рядовые участники конференции узнали много интересного. Например, премьер Сергей Шамба, который 13 лет возглавлял МИД, сказал, что абхазских дипломатов на западе принято называть людьми широко улыбающимися и при этом ничего не уступающими. «Это должно стать девизом внешней политики страны», - уверен глава правительства.



Сергей Шамба, как и все его предшественники на посту министра иностранных дел, к дипломатии имели лишь косвенное отношение, но жизнь заставила их стать профессиональными переговорщиками, которым по плечу отстаивать позицию своей страны и добываться успехов. Венцом этой деятельности стало признание независимости Абхазии. Но до августа 2008-го было все: и многочасовые переговоры, и настоящие дипломатические баталии с иностранными делегациями, и даже демарши абхазской стороны.

На конференции, приуроченной ко Дню образования МИДа, выступили представители разных поколений абхазских дипломатов. От лица старшего говорил Сократ Джинджолия, от среднего - Сергей Шамба, Георгий Отырба, Лиана Кварчелия, а от младшего – Максим Гвинджия, Александр Студеникин и Ираклий Хинтба. Все они отмечали роль России, говорили о стратегическом союзе, о важности развития двусторонних отношений.

Но лишь немногие подчеркивали, что Абхазии надо искать союзников в лице других стран тоже. «Внешняя политика должна быть многовекторной. Мы должны искать точки соприкосновения с теми здоровыми силами на Западе, с которыми мы можем согласовать свои позиции», - такой позиции, в частности, придерживается политолог Ираклий Хинтба.

День рождение абхазского МИДа будет отмечаться 17 мая. Дата не круглая: внешней политике молодой кавказской республики исполняется всего 18 лет. Но именно этот период был насыщен разнообразными событиями, имевшими ключевое значение для абхазского государства.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия