Олимпийский обман?

Начиная с 2009 года, «процесс пошел» – инертные материалы стали вывозиться в Сочи

СУХУМИ--На протяжении вот уже нескольких лет, после того, как «летняя столица России» город Сочи был объявлен столицей Зимних Олимпийских Игр 2014 года, тема участия соседней Абхазии в подготовке к ним время от времени фигурирует как в абхазских, так и в российских СМИ. В абхазской прессе она оказывается в центре внимания и острых дискуссий, прежде всего, когда речь заходит о вывозе инертных материалов для олимпийских строек. Начиная с 2009 года, «процесс пошел» – инертные материалы стали вывозиться в Сочи. Транспортируются они морем из Очамчырского порта и по железной дороге.

Недавно я, как редактор газеты «Эхо Абхазии», обратился с официальным письмом в Государственный Таможенный Комитет Республики Абхазия с просьбой ответить на вопросы: 1. Какие организации занимаются вывозом инертных материалов из Абхазии на олимпийские стройки? 2. Сколько и каких инертных материалов по годам вывезено на эти стройки в кубометрах и тоннах? 3. По какой цене за тонну в разные годы вывозились различные инертные материалы, и какие суммы составила полученная государством пошлина?

Вскоре был получен ответ за подписью председателя ГТК Саида Таркила. Он сообщает: «По данным таможенной статистики Государственного таможенного комитета Республики Абхазия, с территории Республики Абхазия экспортируется только один вид инертных материалов – песчано-гравийная смесь. Всего с 2009 года по настоящее время вывезено 2 562 118,20 кубометров песчано-гравийной смеси, таможенные платежи за данный период составили 17 891,9 тыс. руб. В количественном выражении данные по годам выглядят следующим образом: 2009 год – 66 053,2м3; 2010 год – 1 766 170,0м3; 2011 год – 729 895,0м3. Экспортерами песчано-гравийной смеси являются СП ООО «Путь-А» и ООО «Абхазская Нерудная Компания».

Что касается цены товара, то это является коммерческой тайной вышеуказанных предприятий и разглашению не подлежит. За данной информацией, говорится в ответе, следует обращаться непосредственно к участникам внешнеэкономической деятельности. Судя по срокам получения ответа, в нем отражены данные за первый квартал этого года. А если перевести общий объем вывезенного в тонны из расчета: в одном кубометре ПГС примерно 1, 585 тонны, то получится 4,06 млн тонн.

Но вот в сегодняшнем номере российской газеты «Коммерсантъ» читаю интервью корреспондента газеты Ольги Алленовой с премьер-министром Абхазии Сергеем Шамба, озаглавленное «Министерство обороны должно учесть требования людей» и дохожу в нем до сногсшибательной новости. А что с разработкой инертных материалов для олимпийской стройки?» – спрашивает корреспондент. «Да, поставка инертных материалов осуществлялась какое-то время, но, к сожалению, сейчас она прекращена. "Олимпстрой" не расплатился с нашими поставщиками». - «То есть вообще ничего не заплатили?» - «Да, люди ничего не получили. Даже бельгийское судно, нанятое для транспортировки инертных материалов в Сочи, не было оплачено».- «И вы больше не сотрудничаете с "Олимпстроем"?» - «Временно не сотрудничаем. Мы надеемся, что они все-таки выполнят свои обязательства».

Если бы интервью не появилось в столь солидном издании и давало бы его не столь компетентное должностное лицо, я бы наверняка подумал, что тут какая-то путаница. Как же так? Что творится в «Олимпстрое», который уже столько раз обвиняли в непомерном удорожании строительства? Вспомнить хотя бы скандал, бурно обсуждавшийся в марте после доклада председателя Главного контрольного управления России Чуйченко Дмитрию Медведеву о том, что цены на сыпучие материалы на олимпийских стройках за год выросли с 360 до 800 рублей за тонну, при средней стоимости по России - 250-400 рублей. Даже четверка хохмачей из телепередачи «Прожекторперисхилтон» тот скандал комментировала.

Интересное дело! С одной стороны, непомерное превышение расходов, с другой – задолженность абхазским фирмам за миллионы тонн песчано-гравийной смеси. «Где деньги, Зин?».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия