Важа Лорткипанидзе: Багапш уважал и верил в людей

Сергей Багапш

ТБИЛИСИ---Грузинские официальные лица пока воздерживаются от комментариев в связи с кончиной Сергея Багапш. Свои соболезнования сегодня принес экс-президент Грузии Эдуард Шеварнадзе, который лично знал Сергея Багапш еще в его бытность комсомольским работником. А вот что рассказал в интервью нашему корреспонденту Олесе Вартанян также лично знавший Сергея Багапш Важа Лорткипанидзе. В 90е годы Лорткипанидзе был госминистром и послом Грузии в России.

«Мне очень прискорбно и очень досадно. Я думаю, что он был, без сомнения, абхазским лидером нового толка. Его всегда отличало человеколюбие. Он не был человеконенавистником. Наоборот, он уважал и верил в другого человека».

Сегодня в течение дня Важа Лорткипанидзе сумел дозвониться до нескольких знакомых в Сухуми, чтобы выразить свои соболезнования по поводу кончины Сергея Багапш. Они познакомились в Тбилиси в студенческие годы. Тогда Багапш многие знали как одного из игроков грузинской сборной по баскетболу. В те годы у него было прозвище «Чичка». Лорткипанидзе не смог вспомнить, почему его так называли. Говоря о Сергее Багапш, он называет его на грузинский манер - Серго.

Лорткипанидзе рассказывает, что в конце 70-х годов они с Багапш были близкими друзьями. В 1983 году Сергей Багапш оказался одним из организаторов медового месяца Лорткипанидзе и его жены в Абхазии. Вместе с друзьями они устроили для молодоженов большое застолье в Гудауте, которое сам Лорткипанидзе называет «второй свадьбой».

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Важа Лорткипанидзе: Багапш уважал и верил в людей



Через 15 лет после грузино-абхзазской войны два друга вновь встретились за столом, но теперь это был стол переговоров, и они сидели по разные стороны друг от друга. Тогда Багапш стал премьер-министром де-факто Абхазии, а Лорткипанидзе возглавлял грузинскую делегацию на переговорах. Лорткипанидзе вспоминает их первую встречу в Сухуми в качестве переговорщиков. На встрече присутствовал и Владислав Ардзинба.

«Там присутствовали и министры с нашей стороны, так что было много свидетелей этого разговора. Я не знаю, какой смысл вкладывал в эти слова Ардзинба (сейчас это не имеет большого значения), но он сказал Сергею Багапш: «Мне сообщили, что ты близкий друг Лорткипанидзе, я перепроверил, и это оказалось правдой. И это один из факторов, почему ты стал премьер-министром».

Формирование такого тандема не было случайностью. Выдвижение Багапш в качестве сухумского переговорщика пришлось на время, когда грузинские и абхазские политики пытались определить условия функционирования экономической блокады де-факто республики странами СНГ, инициированной Грузией.

Важа Лорткипанидзе не скрывает, что факт его личной дружбы с Сергеем Багапш помог решить некоторые вопросы. За несколько лет они сумели провести ряд ключевых раундов переговоров и создать двухсторонние механизмы, некоторые из которых действуют и по сей день.

Но кроме официальной стороны, Багапш и Лорткипанидзе удавалось решать и некоторые бытовые проблемы. Лорткипанидзе вспоминает, как в новогоднюю ночь 1999 года Тбилиси остался без света. Он позвонил Багапш и попросил перебросить часть потока электроэнергии с Ингури ГЭС на грузинскую сторону.

«И он тут же, без всяких согласований с кем-либо, без всяких сомнений принял решение. Через 10-15 минут электроэнергия была подана».

Лорткипанидзе не скрывает, что, несмотря на дружбу, Багапш оставался верен своим принципам и на всех переговорах твердо отстаивал абхазские интересы. Но при этом, как утверждает Лорткипанидзе, Багапш никогда не скрывал свою заинтересованность в разрешении грузино-абхазского конфликта.

«В разрешении этого конфликта он выдвигал идею поэтапного решения. И он всегда был сторонником того, чтобы начать с экономических проблем. Только вспоминать о войне и выдвигать друг другу обвинения – это непродуктивно, это абсолютно неправильно. И надо находить какие-то взаимоприемлемые пути достойного выхода из ситуации. Я всегда видел это в нем, видел его искреннее желание».