Кто спросил с полковника Буданова?

В комментариях, кроме слова «убийство», часто звучит другое слово – «самосуд»

МОСКВА---В пятницу, 10 июня, в центре Москвы расстрелян полковник Юрий Буданов. Комментарий члена правления Правозащитного общества «Мемориал» Александра Черкасова.

10 июня 2011 года в Москве был убит бывший полковник российской армии Юрий Буданов. В комментариях, кроме слова «убийство», часто звучит другое слово – «самосуд». В связи с этим убийством вспоминают дело об убийстве Эльзы Кунгаевой, за которое Буданов отсидел восемь лет. Однако есть и другие дела, за которые полковник не ответил по закону, вернее, закон не пожелал с него спросить. Вот одно из таких дел.

Четыре человека - Арсанукаев Висита Вахидович, Дельмуханов Саид-Магомед Саид-Рахманович, Дидаев Хусейн Адамович и Титаев Ваха Алиевич - задержаны 13 января 2000 г. военнослужащими 160-го танкового полка на блокпосту «Юг» между селами Чири-Юрт и Дуба-Юрт, трое из них убиты, один – исчез.

Когда командование объединенной группировки федеральных сил объявило, что 13–14 января 2000 г. будет открыт «гуманитарный коридор» для выхода мирных жителей из горного Шатойского р-на, Арсанукаев, Дельмуханов, Дидаев и Титаев на двух грузовых автомобилях, ГАЗ-66 и ЗИЛ-131, отправились из с. Старые Атаги в горы, чтобы вывезти свое имущество. На блокпосту «Юг» их задержали на том основании, что якобы машины - военные, а одна из них - с госномерами, выданными в Орловской области.

Через час, по словам очевидцев, на блокпост на БМП подъехал полковник. Он подозвал к себе водителей, забрал у них документы, сел вместе с другим офицером в машину Арсанукаева и велел Титаеву, Дидаеву и Дельмуханову на другой машине следовать за ним. На вопрос: «Куда их увозят?» - полковник, по свидетельству Рамзана Дидаева, сына Хусейна, ответил: «Туда, откуда не возвращаются».

На следующий день родственники начали поиски, обратились в комендатуру и ОВД Урус-Мартановского р-на, но безрезультатно. По неподтвержденным сведениям, какое-то время задержанные содержались в подвале, в развалинах кафе «Чохкар» в расположении воинской части на другом берегу р. Аргун.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Кто спросил с полковника Буданова?



Тела Арсанукаева, Дидаева и Титаева были найдены только 25 февраля 2000 г. Военнослужащий, стоявший на посту у с. Танги-Чу, куда в начале февраля передислоцировался 160-й танковый полк, сказал направлявшемуся на сельское кладбище местному жителю Висе Кунгаеву, что ночью военные привезли туда три трупа.

Тела со следами пыток и признаками насильственной смерти (в частности, отсутствовали лобные кости черепов) сельчане захоронили, а о страшной находке Кунгаев сообщил в районную прокуратуру. Родственники по фотографиям и обрывкам одежды опознали В. Арсанукаева, Х. Дидаева и В. Титаева. 10 мая тела Арсанукаева и Титаева были эксгумированы с участием работников прокуратуры, опознаны родственниками и перезахоронены в родных селах. Хусейна Дидаева родственники перезахоранивать не стали.

23 июня 2000 г. прокуратурой Шалинского р-на было возбуждено уголовное дело по ст.105 ч.2 УК РФ (убийство), в рамках которого также расследовалось дело о задержании 6 марта 2000 г. на блокпосту «Юг» и последующем исчезновении Абубакарова Ахдана Абуязитовича и еще 11 человек. Дело было приостановлено «за невозможностью обнаружения лиц, подлежащих привлечению к ответственности».

В начале 2001 г. житель с. Алхазурово нашел в сельских садах мужскую одежду. Саид-Мухмада Дельмуханова опознал вещи исчезнувшего брата. Сотрудники Шатойской комендатуры обследовали местность со служебными собаками, однако тело Дельмуханова найдено не было. Его судьба неизвестна.

Полковника, увезшего 13 января 2000 г. четверых человек «туда, откуда не возвращаются», свидетели опознали только несколько лет спустя, после того, как он стал широко известен, – по их словам, это был командир 160-го танкового полка Юрий Буданов.

В начале 2009 г., после условно-досрочного освобождения Буданова, по заявлению родственников исчезнувших было возобновлено расследование уголовного дела. 5 февраля 2009 г. дело передали в военно-следственное управление, а с Буданова взяли подписку о невыезде. По сообщению СКП, «на двух допросах с участием адвоката Буданов показал, что не мог физически находиться на блокпосту, расположенном у населенного пункта Дуба-Юрт Шалинского района Чеченской Республики в период, когда там бесследно исчезли 18 жителей Чечни. Показания Буданова подтверждаются материалами уголовного дела». 9 июня 2009 г. с Буданова были сняты статус подозреваемого и подписка о невыезде. В сообщении СКП речь идет о 18 исчезнувших – очевидно, в рамках этого дела, кроме эпизодов 13 января и 6 марта 2000 г., расследовалось также задержание и исчезновение 18 февраля 2000 г. на том же блокпосту Баснукаева Хусейна Усмановича, Башаева Хаси Хамидовича и Кайхарова Руслана Алиевича. Поскольку с середины февраля 2000 г. эту территорию контролировал 276-й мотострелковый полк, а 160-й танковый полк дислоцировался у с. Танги-Чу, Буданову легко было доказать свое алиби в эпизодах 18 февраля и 6 марта. А для Следственного комитета этого, возможно, было достаточно.

Известно, что в зоне ответственности будановского полка исчезли в том январе еще три человека, один потом был найден убитым.

А про скольких ничего не известно?

Так что если искать людей, которых российское правосудие, неспешное и снисходительное, могло отвратить от поисков справедливости по закону, можно сказать: «Неопределенно широкий круг лиц».