Несбывшиеся мечты

Андрей Сахаров и Елена Боннэр

ПРАГА--ТБИЛИСИ--В Бостоне на 89-м году жизни скончалась Елена Боннэр. «Она всегда была политиком и правозащитником от души и сердца», заявила сегодня общественный деятель, писатель Ирина Хакамада. Один из лидеров Республиканской партии Грузии, в советское время диссидент, отсидевший за антисоветскую деятельность два года, Давид Бердзенишвили полагает несколько иначе. Елена Боннэр была видным правозащитником, но при этом не была политиком. О политической и правозащитной деятельности Елены Боннэр я расспросил Давида Бердзенишвили.

- Елена Боннэр и Андрей Сахаров, их соратники посвятили свои жизни борьбе за права человека, улучшению жизни на постсоветском пространстве. К чему сейчас это пространство пришло, ради этого они боролись?

- Уверен, что нет. То, что мы получили после развала Союза и краха коммунизма – это далеко не то, о чем мечтали Сахаров и Боннэр. Мы получили частично модернизированную российскую империю, которая сейчас не обладает той мощью, в отличие от Советского Союза; она старается закрепиться в десятке мировых держав, что грозит России стать второй. С правами человека в Советском Союзе было еще хуже. Однако это не означает, что в России или Центральной Азии ситуация с правами человека обстоит хорошо, правда, в Грузии ситуация чуть лучше, но тем не менее это, конечно, не успех деятельности советских диссидентов. Не об этом они мечтали.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Несбывшиеся мечты



- Война с Грузией будет катастрофой для России. С таким заявлением Елена Боннэр и ее соратники выступили еще в 2002 году. К сожалению, война случилась, а катастрофы для России не произошло. Это ошибочный прогноз?

- Она не была политическим деятелем, но, независимо от этого, это не уменьшает ее роли, влияния в диссидентском и в постдиссидентском движении. Политические взгляды Елены Боннэр и академика Сахарова не всегда оказывались общепринятыми, даже правильными. Независимо от этого, академик Сахаров остается главной фигурой движения сопротивления второй половины двадцатого века.

- Я хочу вам напомнить его фразу о том, что Грузия – это малая империя. Что он вкладывал в эти слова, на ваш взгляд?

- Когда академик Сахаров в конце 80-х нарисовал новый проект Советского Союза, по его проекту все национально-территориальные образования должны были в горизонтальном соотношении создавать на базе российской империи новые соединенные штаты - от эвенков до Украины. В этом утопическом проекте, естественно, раз в Грузии было несколько автономий, то на ее территории образовывалось несколько штатов: Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Аджария. Этот проект не был серьезным, и, независимо от того, что академик Сахаров не стал крупным политическим деятелем, он, естественно, остается очень мощной фигурой в правозащитном движении.

- Можно ли это сказать и о Елене Боннэр?

- Да, я сохранил уважение и к Сахарову, и к Боннэр.