Что ждет Женевские переговоры?

В начале июня официальный Тбилиси поставил под сомнение свое дальнейшее участие в переговорах, обвинив российскую сторону в организации терактов в Грузии

ТБИЛИСИ---В Грузии не утихают споры о целесообразности продолжения участия в Женевских переговорах. На эту тему высказываются как политики, так и представители неправительственных организаций. В начале июня официальный Тбилиси поставил под сомнение свое дальнейшее участие в переговорах, обвинив российскую сторону в организации терактов в Грузии. Об опасности терактов на территории Грузии вчера заявил и конгрессмен Дэвид Драйер на заседании Конгресса США.

22 июня на заседании Законодательного органа США член Республиканской партии Дэвид Драйер назвал очень опасной иллюзией утверждения о том, что послевоенный накал в отношениях между Россией и Грузией спал. По мнению конгрессмена, сохраняется угроза человеческим жизням, и именно в этом контексте Драйер говорил о террористических актах в Грузии:

«С 2009 года в Грузии было 12 попыток осуществления терактов в пределах ее границ, и грузины уверены, что они связаны с российскими силами. Один такой взрыв, 22 сентября прошлого года, произошел рядом с посольством США в Тбилиси. Два теракта предотвратили в этом месяце. Одно самодельное взрывчатое устройство было найдено 2-го июня, за два дня до того, как мы с коллегами прибыли в Тбилиси. Другое устройство обнаружено было 6-го июня, во время нашего визита».

Именно из-за террористических актов грузинская сторона поставила под вопрос свое участие в формате Женевских переговоров. В Тбилиси распространено мнение, что за организацией терактов стоят российские спецслужбы. Заявление об этом прозвучало на последнем, 16-м раунде переговоров.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Что ждет Женевские переговоры?



Вопрос об участии грузинской стороны в Женевских переговорах обсуждался во время вчерашней встречи представителей НПО с конфликтологом Паатой Закареишвили. По словам эксперта, именно Тбилиси должен быть больше заинтересован в продолжении переговоров, поскольку на них обсуждаются конфликты, произошедшие на территории Грузии. Закареишвили также считает, что необходимо использовать ресурсы сопредседателей переговорного процесса, так как они могут содействовать ходу расследования терактов:

«В данном случае необходимо использовать Женевский формат и добиться, чтобы Женева создала комиссию по расследованию, которая должна допросить как подозреваемых грузин, так и российских офицеров. Я уверен, что США, ОБСЕ, ООН или Евросоюз предложат для работы в комиссии экспертов высокого уровня, что обеспечит ее хорошую работу».

Посредники на Женевских переговорах уже заявили, что у них нет полномочий расследовать теракты. На что Закареишвили заметил, что расследовать должны не они, а комиссия, созданная по их указанию. Конфликтолог напомнил, что подобный прецедент уже был: поиском без вести пропавших людей в зоне конфликта занималась комиссия Хаммарберга.

О необходимости создания международной комиссии по расследованию терактов в Грузии заявил и лидер Христианских демократов Ника Лалиашвили. В противном случае, считает политик, следует поставить под сомнение вопрос участия грузинской стороны в Женевских переговорах, которые и без того не приносят существенных результатов для Тбилиси. Не исключает он и возможности внесения изменений в формат переговоров.

Специалист по вопросам международной безопасности Бакур Квашилава предполагает, что цель громких заявлений грузинской стороны – подать четкий сигнал международному сообществу о том, что Тбилиси недоволен результатами переговоров и хотел бы изменить ситуацию. Эксперт также считает, что грузинская сторона использует террористические акты как причину и повод приостановить свое участие в переговорах. А смысл Женевские переговоры, по мнению Квашилава, приобретут лишь в том случае, если посредники займут на них более принципиальную позицию.

В то же время конфликтолог Паата Закареишвили считает, что принципиальная позиция посредников ничего хорошего не принесет, и лишь вызовет раздражение Москвы, Сухуми и Цхинвали. Поэтому в данном случае, по мнению эксперта, нейтральная позиция сопредседателей оправдана.