Грузия против России: первое дело

После августовской войны в Страсбургский суд против России было подано около 150 грузинских жалоб

ТБИЛИСИ---Страсбургский суд приступил к рассмотрению первого грузинского иска против России, связанного с августовской войной. Это дело четырех грузин, долгое время находившихся в заключении в цхинвальском изоляторе.

Звиаду Кобаладзе 33 года. Он родом из Авневи. Это большое грузинское село, расположенное в Южной Осетии. В августе 2008 года Авневи стало местом столкновений российской и грузинской армий. К концу пятидневной войны от села почти ничего не осталось.

В боевых действиях принимал участие и Звиад Кобаладзе. Он был капралом в горийском танковом батальоне. После войны у него случилось помутнение рассудка – такой диагноз ему поставили врачи. Поздней осенью он проходил курс лечения в горийском военном госпитале. Рано утром 8 ноября Звиад неожиданно встал с койки, надел поношенную военную форму и отправился пешком в родное село Авневи.

Звиад решил посмотреть, в каком состоянии находится его дом и можно ли будет туда вернуться. В тот же день, когда стемнело, он пошел обратно. По дороге его арестовали.

«Их было до десяти человек – русских и осетин. Они начали меня избивать. Потом натянули на глаза черную шапку и куда-то повезли. Несколько раз меня пересаживали из машины в машину, и при каждой пересадке вновь избивали. Не знаю, как долго это продолжалось. Очнулся я в каком-то темном подвале, где повсюду валялся мусор».

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Грузия против России: первое дело



Звиад оказался в подвале цхинвальского изолятора. Позже его перевели на третий этаж в карцер. Несколько недель ему приходилось спать на бетонном полу. Позже, когда к нему стали подсаживать новых грузинских заключенных, в камере, наконец, появились железные кровати.

Через год после ареста Звиада его родных отыскали правозащитники. Они предложили подать иск в Страсбургский суд с требованием о его немедленном освобождении. Все документы были отправлены, но это не дало результата. Звиад отсидел в цхинвальской тюрьме три года.

«С самого начала меня обвиняли в терроризме, геноциде, убийствах, похищении людей... Но суда по этим обвинениям не было. За мое освобождение осетины требовали выдать террористов, взорвавших горийскую полицию, и Марека Дудаева. Утром 21 февраля провели формальное судебное заседание, с меня сняли все прежние обвинения, оставив только незаконное пересечение границы», - рассказывает Звиад Кобаладзе.

После августовской войны в Страсбургский суд против России было подано около 150 грузинских жалоб. Дело Кобаладзе и трех других бывших грузинских заключенных (Давида Капанадзе, Демура Чихладзе и Гиоргия Арчвадзе) стало первым, которое суд принял к рассмотрению. «Такой выбор Страсбурга не случаен», - говорит адвокат по этому делу Натиа Кацитадзе.

«Эти люди находились в тяжелых условиях заключения. В тюрьме у Кобаладзе появились серьезные проблемы со здоровьем. На их освобождение ушло очень много времени и сил. Но подобные незаконные аресты продолжаются в Южной Осетии по сей день. Чтобы каким-то образом повлиять на эту негативную тенденцию, Страсбургский суд решил в первую очередь рассмотреть именно это дело о незаконном задержании людей».

Адвокат НПО «Молодые юристы Грузии» Натиа Кацитадзе объяснила, что Россия выступает в качестве ответчика по этому делу, так как она фактически контролирует Южную Осетию и, следовательно, несет ответственность за нарушения прав человека на этой территории.

Кобаладзе и три остальных истца требуют от Москвы выплаты денежной компенсации за моральный и физический ущерб. Окончательный вердикт будет вынесен предположительно через два года.