«Цхинвальское соглашение» Георгия Абдаладзе

Фоторепортер Георгий Абадаладзе

ТБИЛИСИ--Главная прокуратура Грузии сегодня распространила видеозапись признательного показания одного из обвиняемых в шпионаже - фоторепортера газеты «Алия» и МИДа Грузии Георгия Абадаладзе. Его адвокат Эка Беселия утверждает, что эти показания даны под давлением со стороны сотрудников правоохранительных органов. Параллельно журналисты продолжают акции протеста и говорят, что признательные показания их не остановят. Они по-прежнему требуют открыть документы дела.

Диск «Признание Абдаладзе» раздавали журналистам у входа в Министерство юстиции. Без комментариев. Видеопризнание фотокорреспондента газеты «Алия» и МИД Грузии Георгия Абдаладзе длится 15 минут 34 секунды.

Как говорит сам Абдаладзе, все началось в 2002 году, когда он, будучи корреспондентом газеты «Квирис палитра», во время очередной командировки поехал на Эргнетский рынок. Там его вместе с водителем задержали сотрудники югоосетинских спецслужб и доставили предположительно в здание тогдашнего КГБ. Позже перевели в другое здание, где находились двое российских военнослужащих. Там и состоялось так называемое цхинвальское соглашение.

«Они положили на стол фотографии моих братьев и матери. Сказали, что если я откажусь, то мою семью ликвидируют. А если соглашусь на сотрудничество с ними, то буду получать определенную оплату... Я согласился».

Через год после этого с Абдаладзе связался незнакомый человек и направил его в офис партии находящегося в розыске экс-министра безопасности Грузии Игоря Гиоргадзе. В качестве задания ему велели фотографировать митинги партии. Это продолжалось несколько лет.

В 2007 году Абдаладзе стал сотрудником пресс-центра парламента Грузии. Именно тогда с ним связался второй обвиняемый в шпионаже Зураб Курцикидзе.

«Курцикиде намекнул мне, что работал на российское агентство. Сказал, что фотографии нужны для того, чтобы отсылать в Москву. Он напомнил мне про «цхинвальское соглашение» и сказал, что тоже работает для этой службы. Спустя какое-то время он попросил меня вместе с фотографиями делать и стенограммы, чтобы представлять их в Москву. Я исполнил эту просьбу».

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

«Цхинвальское соглашение» Георгия Абдаладзе



«8 августа 2008 года во время российско-грузинской войны из Гори со мной связался Курцикидзе и попросил помочь», - продолжает свое признательное показание Георгий Абдаладзе. Там они снимали фото, как отступали грузинские войска, и вновь передавали их в Москву.

Связь между ними не прекращается и в 2010 году, когда Абдаладзе начал работать в МИДе Грузии. Поручения остаются прежними - снимать визиты иностранных гостей. А последний раз Курцикидзе попросил сделать и стенограмму визита иностранного гостя.

Адвокат Георгия Абдаладзе Эка Беселия наблюдала за признанием своего подзащитного. Она утверждает, что распространенная 18 июля запись не отражает ход допроса, и требует показать полный вариант. По ее словам, там есть момент, когда Георгий Абдаладзе подтверждает, что еще накануне он не собирался признавать обвинение. Кроме того, во время допроса он сначала отказался признавать свою вину, потом признал частично, и только в третий раз согласился с обвинением. На некоторые вопросы своего адвоката Абдаладзе ответить не сумел:

«На протоколе я сделала серьезную запись о том, что это показание дано под давлением. И я описала это очень детально. Это подтвердили присутствующие три адвоката. В любой момент, когда Абдаладзе захочет опровергнуть свои показания, ему поможет и та запись на протоколе, которую я сделала».

Беселия задает вопрос прокуратуре, почему она распространяет видеозаписи, когда делу присвоен гриф секретности, в то время как стороне защиты запрещается говорить о любых деталях. Не означает ли это то, что расследование не устраивает, чтобы сторона защиты говорила о нарушениях и необоснованности обвинения. Что касается возможности оформления процессуального соглашения, по словам Беселия, Абдаладзе хочет, чтобы состоялся открытый судебный процесс, и после этого он примет решение по этому вопросу.

Что касается Зураба Курцикидзе, то его адвокат Нино Андриашвили сегодня официально подтвердила информацию о том, что он также дал признательные показания, но без видеокамер. Многие журналисты не исключают, что дело обвиняемых в шпионаже журналистов не дойдет до суда и завершится процессуальным соглашением. Об этом говорит и Нино Андриашвили:

«Не исключаю этого, потому что по таким делам прокуратура и следствие заинтересованы быстрее завершить работу. Хотя на данном этапе разговор о процессуальном соглашении не идет».

Несмотря на признательные показания фоторепортеров, их коллеги не намерены прекращать акции в поддержку Георгия Абдаладзе, Зураба Курцикидзе и Ираклия Геденидзе. Сегодня журналисты протестовали перед восьмой тюрьмой, в которой в данный момент содержатся фотографы. Ровно семь минут участники акции, приехавшие на машинах, сигналили в знак протеста.

Протестовавшие считают, что признательные показания ничего не меняют, и по-прежнему требуют публично огласить детали дела.

18 июля большинство местных газет и интернет-изданий в знак протеста вышли без фотографий.