Зашли в тупик?

Переговорный процесс ведется под покровом тайны. Становятся известны лишь некоторые детали переговоров

ТБИЛИСИ---Переговоры России и Грузии по условиям вступления России в ВТО явно зашли в тупик. Четвертый раунд переговоров между грузинскими и российскими представителями проходил на прошлой неделе, и в минувшую же пятницу российский президент внес в Госдуму на ратификацию соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенной сфере между Россией и самопровозглашенной республикой Абхазия. Этот жест Дмитрия Медведева в Тбилиси оценили как «нежелание России продолжать переговоры с Грузией в конструктивном режиме».

На внесение Дмитрием Медведевым соглашения о партнерстве в таможенных делах между Россией и де-факто республикой Абхазия в Госдуму МИД Грузии отреагировал на следующий день, в субботу 29 июля. Официальный Тбилиси заявил, что подобные действия Кремля противоречат логике переговорного процесса между Тбилиси и Москвой по вступлению России в ВТО. Кроме того, МИД Грузии заявил, что подобного рода соглашения с оккупированными территориями не имеют юридической силы и не могут использоваться в международных отношениях.

Напомним, речь идет о подписанном 16 октября 2010 года соглашении, которое касается целого ряда вопросов сотрудничества России и Абхазии в таможенной сфере. Грузия, в свою очередь, в рамках переговоров по ВТО настаивает на установлении международного контроля на двух пропускных пунктах – по реке Псоу и у Рокского тоннеля. Это требование в очередной раз подчеркнул в начале июля в интервью радио «Эхо Москвы» президент Грузии Михаил Саакашвили:

«...мы хотели бы, чтобы как минимум международная публичная организация, хоть какая-либо, на выбор (а там есть большой выбор), контролировала движение товаров через те границы Грузии, которые признаны всем ответственным международным сообществом, в том числе всеми нашими соседями, кроме России, всеми членами Евросоюза и так далее. При всем этом, я думаю, что это для России минимальная цена за то, что она получает».

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Зашли в тупик?



В качестве примера организации, которая могла бы осуществлять контроль, Михаил Саакашвили назвал Международный таможенный союз или Евросоюз.

Впрочем, пятничный демарш российского президента не удивил грузинских чиновников. Как говорит замминистра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе, провокационные действия российской стороны, как, например, внесение Медведевым соглашения на ратификацию в Госдуму, довольно часты в процессе грузино-российских переговоров по ВТО:

«Я могу сказать лишь то, что такие шаги со стороны Российской Федерации не способствуют скорому вступлению в ВТО и негативно отражаются на наших переговорах».

Переговорный процесс ведется под покровом тайны. Становятся известны лишь некоторые детали переговоров. Например, 12 июля Сергей Лавров заявил, что Швейцария, выступающая организатором переговорного процесса, подготовила для сторон документы, которые те должны рассмотреть:

«Таможенный контроль на границах России может быть прозрачным. Именно это нам предложила швейцарская сторона. И эта прозрачность может быть обеспечена таким образом, чтобы все остались удовлетворенными. Не хочу вдаваться в подробности, но, если политики не будут вмешиваться, сделать это нетрудно».

Практически ничего не известно о результатах последнего раунда. Как заявил Серги Капанадзе, помимо переговоров между постоянными делегациями, параллельно шла встреча таможенных экспертов:

«Мы договорились, что следующая встреча будет в сентябре, а до того таможенные эксперты будут обсуждать технические детали для того, чтобы сблизить наши позиции. А вот как это закончится, трудно сказать. С точностью невозможно сказать, сможем мы найти компромисс или нет. Все зависит от того, хочет ли Россия всерьез вступить в ВТО».

В свою очередь, руководитель департамента торговых переговоров Министерства экономического развития России Максим Медведков по окончании встречи предположил, что, судя «по напряжению и вовлеченности делегаций», переговоры находятся в завершающей стадии. Хотя он также затруднился сказать, чем они закончатся.