ТБИЛИСИ---То ли на мифическом, то ли на мистическом, но, скорее, на реальном пересечении Востока и Запада, на юге более чем на севере, живет одна небольшая башня и одно маленькое кафе с разрисованными стульями, деревянными столами, выходящие на узкую улочку, в итоге ведущую к храму, церковь Чудотворного образа Спасителя, Анчисхати, VI века. Невдалеке подразумевается Кура, а с другой стороны кафе по праву делит общую стену и сцену с одним из самых прекрасных в мире театров, «Театром-студией Резо Габриадзе». Да, оно тоже – часть театра. И в окне – что бы на это сказал Гордон Крэг с его теорией театра в чистом виде и сверхкуклы – очень часто внимательный, но, главное, неслучайный прохожий может увидеть Резо Габриадзе.
По этой мощеной улочке часто ходят иностранцы. И, безусловно, все останавливаются около падающей башни с подпоркой, ни одной своей чертой не дублирующей саму себя и в то же время совершенно безошибочно вписывающейся в атмосферу старого города. Ангел башни хранит ее и нас каждый час, стуча в свой колокол и молчаливо возвещая о времени... А раз в день за четыре минуты башня рассказывает историю семьи под музыку... Но... Ее надо слышать и видеть... Слышать сердцем.
Это место, где рождается новая история и новая легенда Тбилиси. Но чтобы понять ее во всем многообразии, нужно быть как минимум полиглотом. «Подбашенная» жизнь башни достойна отдельного разговора.
Но как ни обходи, как ни снимай, как ни пересказывай, а все равно не вместить в плоское фото, видео это чудо в центре Тбилиси. Чудо-башню Резо Габриадзе. Это, пожалуй, самая живая башня на свете. А потому, несомненно, и она, и попугай Боря Гадай из спектакля «Осень нашей весны», и еще много кто вместе со всеми просвещенными людьми мира праздновали 75-летие гениального человека-кукольника... Ну да... Человеку может исполниться и 70, и 75, и сто лет, а вот кукольник всегда останется ребенком.
Если вам не захотелось улыбнуться или заплакать у этой башни, значит, ничего ни в жизни, ни в сказке, ни в чуде вы не понимаете... И если вы не смеялись и не плакали на... не спектаклях, а стихотворениях Габриадзе, значит про самую живую, трогательную и какую-то настоящую часть жизни вам ничего неизвестно... Как можно пройти мимо горя потерявшей дочь в Сталинградской битве матери-муравьихи с голосом удивительной Лии Ахеджаковой?
Благодаря таким башням и будкам для кассира (приходите, приезжайте, увидите), таким голосам, такому миру и мифу, участником которого немедленно становишься рядом с Габриадзе, пожалуй, этот город еще остается в сердце у каждого живущего в нем или посещающего его трогательным, раненным и постоянно оживающим, как тот олень или фазан, которым легенда приписывает соавторство в создании Тбилиси.
Мы такие богатые: у нас есть детство Резо Габриадзе с его мифотворчеством и божественной первозданностью восприятия, той чистотой, которой наполнены первый нетронутый снег и родниковая вода.
Но те, кто проживает это, пусть не заблуждаются, ибо острые камешки в роднике не позволяют обольщаться ровной поверхностью. Потому что если не больно, значит, не было ни жизни, ни встречи с Творцом и миром. Поэтому мы богаче, чем мы думаем: у нас есть взрослость Резо Габриадзе. Это боль и горечь, это опыт, влитый и слитый с воображением. Это точечное ощущение жизни и беспощадная тонкость, с которой он говорит с нами. Ведь в его театре, некогда называвшемся Театром марионеток, есть самое главное – точность, которая свойственна исключительно поэтическому мышлению.
А всем желающим предлагаю поднять бокал за небольшой юбилей грандиозного человека. Приходите, приезжайте – в его мир, смейтесь и плачьте. Впрочем, как написано на латыни наверху театра Габриадзе, «пусть ваши слезы будут только от лука».
По этой мощеной улочке часто ходят иностранцы. И, безусловно, все останавливаются около падающей башни с подпоркой, ни одной своей чертой не дублирующей саму себя и в то же время совершенно безошибочно вписывающейся в атмосферу старого города. Ангел башни хранит ее и нас каждый час, стуча в свой колокол и молчаливо возвещая о времени... А раз в день за четыре минуты башня рассказывает историю семьи под музыку... Но... Ее надо слышать и видеть... Слышать сердцем.
Это место, где рождается новая история и новая легенда Тбилиси. Но чтобы понять ее во всем многообразии, нужно быть как минимум полиглотом. «Подбашенная» жизнь башни достойна отдельного разговора.
Слушать
Your browser doesn’t support HTML5
Но как ни обходи, как ни снимай, как ни пересказывай, а все равно не вместить в плоское фото, видео это чудо в центре Тбилиси. Чудо-башню Резо Габриадзе. Это, пожалуй, самая живая башня на свете. А потому, несомненно, и она, и попугай Боря Гадай из спектакля «Осень нашей весны», и еще много кто вместе со всеми просвещенными людьми мира праздновали 75-летие гениального человека-кукольника... Ну да... Человеку может исполниться и 70, и 75, и сто лет, а вот кукольник всегда останется ребенком.
Если вам не захотелось улыбнуться или заплакать у этой башни, значит, ничего ни в жизни, ни в сказке, ни в чуде вы не понимаете... И если вы не смеялись и не плакали на... не спектаклях, а стихотворениях Габриадзе, значит про самую живую, трогательную и какую-то настоящую часть жизни вам ничего неизвестно... Как можно пройти мимо горя потерявшей дочь в Сталинградской битве матери-муравьихи с голосом удивительной Лии Ахеджаковой?
Благодаря таким башням и будкам для кассира (приходите, приезжайте, увидите), таким голосам, такому миру и мифу, участником которого немедленно становишься рядом с Габриадзе, пожалуй, этот город еще остается в сердце у каждого живущего в нем или посещающего его трогательным, раненным и постоянно оживающим, как тот олень или фазан, которым легенда приписывает соавторство в создании Тбилиси.
Мы такие богатые: у нас есть детство Резо Габриадзе с его мифотворчеством и божественной первозданностью восприятия, той чистотой, которой наполнены первый нетронутый снег и родниковая вода.
Но те, кто проживает это, пусть не заблуждаются, ибо острые камешки в роднике не позволяют обольщаться ровной поверхностью. Потому что если не больно, значит, не было ни жизни, ни встречи с Творцом и миром. Поэтому мы богаче, чем мы думаем: у нас есть взрослость Резо Габриадзе. Это боль и горечь, это опыт, влитый и слитый с воображением. Это точечное ощущение жизни и беспощадная тонкость, с которой он говорит с нами. Ведь в его театре, некогда называвшемся Театром марионеток, есть самое главное – точность, которая свойственна исключительно поэтическому мышлению.
А всем желающим предлагаю поднять бокал за небольшой юбилей грандиозного человека. Приходите, приезжайте – в его мир, смейтесь и плачьте. Впрочем, как написано на латыни наверху театра Габриадзе, «пусть ваши слезы будут только от лука».