Бестрепетное сердце

У главы государства с давних пор наблюдается почти детская страсть к перебору разнообразных достижений команды реформаторов

ВЗГЛЯД ИЗ ПРАГИ---Выступая 1 августа в Батуми на мероприятии по выдаче первых электронных удостоверений личности, президент Михаил Саакашвили в очередной раз привлек внимание соотечественников к теме грузинских реформ. То, что ему регулярно приходится это делать, не новость. У главы государства с давних пор наблюдается почти детская страсть к перебору разнообразных достижений команды реформаторов.

Может быть, рядовые грузины склонны недооценивать усилия руководства страны в деле строительства новой успешной Грузии, и Саакашвили вынужден раз за разом, настойчиво и методично объяснять им очевидные вещи? Отмечу, что на сей раз слова Саакашвили звучали особенно патетично и темпераментно. «Позвольте напомнить вам, - сказал президент, - что мы имеем простейшие бюрократические процедуры в мире. Также в нашей стране предприятия могут быть зарегистрированы проще всего в мире. Позвольте напомнить вам, что наша страна является самой безопасной страной в Европе, т.е. одной из самых безопасных в мире. Также хочу напомнить вам, что здесь отношения между правительством и народом являются одними из простейших, чем где-либо в других странах мира. Чем больше я путешествую, чем больше я вижу, наблюдаю, тем больше я понимаю, что мы находимся на правильном пути, и мы опередили многих вокруг нас».

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Бестрепетное сердце



Фигура речи «позвольте напомнить» в устах Саакашвили звучит потешно. Интересно было бы посмотреть на того бедолагу, который попробовал бы придержать многоглаголание президента. Но это к слову.

Даже не пытаясь опровергнуть утверждения Саакашвили (что-то в них справедливо, что-то вызывает серьезные сомнения), я хочу лишь сказать, что мне с давних пор претит навязчивая пропаганда триумфов Тбилиси, которая стала специфической особенностью публичного поведения нынешней власти. Безудержный поток славословия, тональность которого задана именно президентом государства, - это все-таки атрибут безвозвратно ушедшего прошлого, советской эпохи, которая и сама не сомневалась в собственных успехах и праведности, и другим старалась не позволить.

Нет сомнений, что многие реформы были осуществлены успешно и опыт Грузии уникален, но пик реформаторских достижений уже пройден, появились новые проблемы, на которые стоило бы обратить внимание. Уже не столько в сфере государственного управления, сколько в областях, связанных с гражданскими и социальными правами, судебной системой, СМИ и т.д. Но нет, разносимые добровольными и аффилированными с властью энтузиастами хвалебные оды уже стали неотъемлемой частью назойливой информационной политики, отпугивающей своим очень советским звучанием и агрессией тех людей, которые хотели бы всерьез разобраться в происходящем в Грузии.

Все же мне кажется, что власть не должна любить себя так пылко и безудержно. Я вовсе не предлагаю замалчивать успехи, но говорить только о них, настаивать, что ничего, кроме них, не было и нет, - это признак недееспособности и плохой вменяемости руководителя, его неумения реально оценивать параметры реальности. Проблем много, и люди всегда ожидают, что глава государства, выступая в очередной раз, расскажет, как справиться с очередными трудностями. Собственно, это нормальная практика во всех демократических странах, когда высшие должностные лица всеми силами стремятся, что называется, ощутить «пульс времени», ответить на самые острые вызовы современности.