ТБИЛИСИ---Последние три года между Грузией и Россией нет дипломатических отношений. Но у стран накопилась масса проблемных вопросов, которые не решаются из-за отсутствия эффективного переговорного формата. Международная организация International Crisis Group считает, что сторонам пора приступить к переговорам по конкретным вопросам, пусть даже пока при участии третьей стороны. Об этом написано в докладе организации, опубликованном сегодня.
Сегодня рано утром на сайте президента России появилось короткое сообщение: Дмитрий Медведев внес на ратификацию в российскую Думу соглашение о пребывании в Абхазии и Южной Осетии российских военных баз.
Если не учитывать, что это событие совпало с третьей годовщиной августовской войны, можно было бы посчитать президентскую инициативу простой бюрократической формальностью.
«Эти документы в полной степени (...) соответствуют нашим международным обязательствам», - сказал Дмитрий Медведев в феврале прошлого года по окончании церемонии подписания соглашения по базам и 24 других документов с последним президентом де-факто Абхазии Сергеем Багапш.
Грузинские чиновники сегодня в один голос выражали убежденность, что внесение этого соглашения на ратификацию – это своего рода «подарок» Медведева к трехлетней годовщине войны. Тбилиси получил очередное подтверждение того, что Россия не собирается выполнять соглашение Медведева - Саркози и выводить свои войска из Абхазии и Южной Осетии. А это значит, что и восстановление отношений с Москвой - дело далеко не ближайшего будущего.
Отбросьте все предварительные условия и начните прямые переговоры, советует международная аналитическая организация International Crisis Group. Опубликованный сегодня доклад посвящен состоянию грузино-российских отношений спустя три года после войны.
Директор европейской программы International Crisis Group Сабин Фрейзер отмечает, что созданный сразу после войны Женевский переговорный формат стал «поводом для разочарования», так как никаких реальных результатов его участникам и международным посредникам достигнуть нет удалось. Фрейзер считает, что причиной тому стали взаимоисключающие мнения сторон о развитии этого региона после августовской войны и признания Россией Абхазии и Южной Осетии.
«Я думаю, что в ближайшем будущем будет нелегко решить сложные политические вопросы: возвращение вынуждено перемещенных лиц и статуса Абхазии и Южной Осетии. Поэтому мы рекомендуем сторонам сфокусироваться не на этих темах, а больше на вопросах технического характера», - говорит Сабин Фрейзер.
И подобный подход уже приносит результаты. В докладе International Crisis Group говорится, что за последний год грузинская и российская стороны провели прямые переговоры в сферах энергетики и транспорта. Их встречи закончились подписанием конкретных соглашений. В частности, Грузия стала продавать электроэнергию российским госкомпаниям, а также позволила им приобретать и строить новые ГЭС в Грузии. В транспортной сфере тоже наметились подвижки: между двумя странами возобновилось авиасообщение.
«Об этих переговорах мало что сообщалось. Но они закончились конкретными результатами. И это показывает, что стороны заинтересованы работать вместе, и что они в состоянии это делать», - говорит Сабин Фрейзер.
По ее словам, подобные прямые переговоры возможны и в других сферах, например, в области безопасности. В докладе International Crisis Group приводятся обвинения Тбилиси в адрес Москвы в подготовке и проведении 12 террористических актов на грузинской территории за последние два года. В докладе есть претензии и российских политиков, которые утверждают, что грузинские власти поддерживают сепаратистские движения на Северном Кавказе. В документе отмечается, что с приближением Олимпийских игр в Сочи в 2014 году вопрос безопасности в регионе приобретает особую актуальность.
«Вместо того чтобы обмениваться обвинениями через прессу или заявлениями в парламентах, двум противникам следовало бы сесть за стол переговоров и начать диалог напрямую или же с помощью третьей стороны», - говорится в заключительной части доклада.
--------------------------------------------------------------------
Выдержки из доклада «International Crisis Group»
Грузия не готова отразить возможную атаку со стороны России
Принимая во внимание численность российских войск в Абхазии и Южной Осетии и их оснащенность современным вооружением, у Грузии практически нет шансов провести успешное наступление. По признанию официальных лиц Грузии, в случае начала новых боевых действий им пришлось бы ограничиться партизанскими вылазками и сосредоточить усилия на обороне Тбилиси (из интервью International Crisis Group с действующими и бывшими грузинскими официальными лицами, 2009-2011 гг.)
Спецоперация грузинской полиции в Гальском районе: «технически было нарушено соглашение Медведева-Саркози»
16 февраля в Гальском районе Абхазии грузинской полицией был арестован Мераб Колбая. Эта операция была примечательна тем, что полиция должна была пересечь административную границу и задержать подозреваемого на территории, находящейся под контролем российских пограничников. По сведениям представителей ЕС, сотрудники грузинской полиции не в первый раз проникают на территорию этого района (из интервью International Crisis Group, Брюссель, июль 2011 г.). Эти действия технически нарушали соглашение о прекращении огня, заключенное в 2008 г.
Российская сторона отвергает свою причастность к взрыву у американского посольства осенью прошлого года
Федеральное бюро расследований США (ФБР) провело расследование инцидента около посольства США. Официальные лица страны заявили двум печатным органам США, что у секретных служб Соединенных Штатов есть неопровержимые доказательства того, что Россия связана по меньшей мере со взрывом в 2010 г. у посольства США. Американский представитель подчеркнул, что нет ясности в том, на каком уровне был отдан приказ провести взрыв, было ли это сделано преступными элементами или поступил прямой приказ военных разведслужб. Российские официальные лица незамедлительно отвергли эти обвинения. Один из них спросил International Crisis Group, для чего Москве могут быть нужны эти взрывы, если учесть приближающиеся зимние Олимпийские игры в соседнем Сочи? (Из интервью International Crisis Group с официальным представителем министерства иностранных дел, Москва, июль 2011 г.).
Россия не предоставляет доказательств того, что Грузия поддерживает северокавказских боевиков
По утверждению официального представителя министерства иностранных дел России, ни в одном официальном заявлении правительства России не содержится обвинений против Грузии в поддержке терроризма, поскольку его министерство не получало от ФСБ подобных заявлений. По словам дипломатов третьей страны, они тоже не обнаружили подтверждающих это доказательств.
(…) Похоже, Россия не очень серьезно относится к своим утверждениям. Вместо этого она, возможно, готовит почву для обвинения Грузии в случае каких-либо серьезных инцидентов в области безопасности в России, особенно в связи с проведением в 2014 г. зимних Олимпийских игр в Сочи (из интервью International Crisis Group, Брюссель, Вашингтон, округ Колумбия и Москва, июль 2011 г.).
Переговоры по ВТО
Грузия не согласна на вариант без присутствия, к примеру, на спутниковое слежение на таможенно-пропускных пунктах в Абхазии и Южной Осетии.
С 2010 г. Швейцария четырежды выступала в роли посредника между Россией и Грузией на переговорах по ВТО, в последний раз – в конце июля 2011 г. Был подготовлен документ с предложением путей повышения прозрачности таможенного контроля. В середине июля министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что соглашение по обеспечению прозрачности на границах между Россией с Абхазией и Южной Осетией «достижимо» в ближайшем будущем. Это один из немногих признаков продвижения на переговорах. В Москве, однако, официальный представитель Министерства иностранных дел скептически оценил перспективы быстрого прорыва. Грузия отказалась от требования физического присутствия собственных наблюдателей на контрольно-пропускных пунктах и предложила альтернативное решение, но не согласна на вариант без присутствия, такой, к примеру, как спутниковое слежение (из электронной переписки International Crisis Group с грузинским официальным лицом, июль 2011 г.). По утверждению представителей Швейцарии, они видят определенное «окно возможностей» (из интервью International Crisis Group с дипломатами, Тбилиси, 2011 г.)
Грузия готова начать переговоры об открытии абхазской железнодорожной линии
Высокопоставленный грузинский чиновник заявил International Crisis Group о готовности Грузии, в случае обеспечения безопасности в регионе, рассмотреть давно поставленный вопрос открытия железнодорожной линии через административную границу в Абхазию и в Россию. Это позволит использовать грузинские порты Батуми и Поти для перевозки строительных материалов на объекты зимних Олимпийских игр в Сочи (из интервью International Crisis Group в марте 2011 г.). Это позволило бы России избавиться от некоторых слабых моментов в процессе подготовки к играм, поскольку сейчас она пользуется, главным образом, Новороссийским портом и его железной дорогой. Но при переговорах по такой проблеме пришлось бы обойти вопросы о статусе Абхазии и найти инновационные решения по проблемам визового режима и таможенного контроля.
Сегодня рано утром на сайте президента России появилось короткое сообщение: Дмитрий Медведев внес на ратификацию в российскую Думу соглашение о пребывании в Абхазии и Южной Осетии российских военных баз.
Если не учитывать, что это событие совпало с третьей годовщиной августовской войны, можно было бы посчитать президентскую инициативу простой бюрократической формальностью.
«Эти документы в полной степени (...) соответствуют нашим международным обязательствам», - сказал Дмитрий Медведев в феврале прошлого года по окончании церемонии подписания соглашения по базам и 24 других документов с последним президентом де-факто Абхазии Сергеем Багапш.
Грузинские чиновники сегодня в один голос выражали убежденность, что внесение этого соглашения на ратификацию – это своего рода «подарок» Медведева к трехлетней годовщине войны. Тбилиси получил очередное подтверждение того, что Россия не собирается выполнять соглашение Медведева - Саркози и выводить свои войска из Абхазии и Южной Осетии. А это значит, что и восстановление отношений с Москвой - дело далеко не ближайшего будущего.
Отбросьте все предварительные условия и начните прямые переговоры, советует международная аналитическая организация International Crisis Group. Опубликованный сегодня доклад посвящен состоянию грузино-российских отношений спустя три года после войны.
Слушать
Your browser doesn’t support HTML5
Директор европейской программы International Crisis Group Сабин Фрейзер отмечает, что созданный сразу после войны Женевский переговорный формат стал «поводом для разочарования», так как никаких реальных результатов его участникам и международным посредникам достигнуть нет удалось. Фрейзер считает, что причиной тому стали взаимоисключающие мнения сторон о развитии этого региона после августовской войны и признания Россией Абхазии и Южной Осетии.
«Я думаю, что в ближайшем будущем будет нелегко решить сложные политические вопросы: возвращение вынуждено перемещенных лиц и статуса Абхазии и Южной Осетии. Поэтому мы рекомендуем сторонам сфокусироваться не на этих темах, а больше на вопросах технического характера», - говорит Сабин Фрейзер.
И подобный подход уже приносит результаты. В докладе International Crisis Group говорится, что за последний год грузинская и российская стороны провели прямые переговоры в сферах энергетики и транспорта. Их встречи закончились подписанием конкретных соглашений. В частности, Грузия стала продавать электроэнергию российским госкомпаниям, а также позволила им приобретать и строить новые ГЭС в Грузии. В транспортной сфере тоже наметились подвижки: между двумя странами возобновилось авиасообщение.
«Об этих переговорах мало что сообщалось. Но они закончились конкретными результатами. И это показывает, что стороны заинтересованы работать вместе, и что они в состоянии это делать», - говорит Сабин Фрейзер.
По ее словам, подобные прямые переговоры возможны и в других сферах, например, в области безопасности. В докладе International Crisis Group приводятся обвинения Тбилиси в адрес Москвы в подготовке и проведении 12 террористических актов на грузинской территории за последние два года. В докладе есть претензии и российских политиков, которые утверждают, что грузинские власти поддерживают сепаратистские движения на Северном Кавказе. В документе отмечается, что с приближением Олимпийских игр в Сочи в 2014 году вопрос безопасности в регионе приобретает особую актуальность.
«Вместо того чтобы обмениваться обвинениями через прессу или заявлениями в парламентах, двум противникам следовало бы сесть за стол переговоров и начать диалог напрямую или же с помощью третьей стороны», - говорится в заключительной части доклада.
--------------------------------------------------------------------
Выдержки из доклада «International Crisis Group»
Грузия не готова отразить возможную атаку со стороны России
Принимая во внимание численность российских войск в Абхазии и Южной Осетии и их оснащенность современным вооружением, у Грузии практически нет шансов провести успешное наступление. По признанию официальных лиц Грузии, в случае начала новых боевых действий им пришлось бы ограничиться партизанскими вылазками и сосредоточить усилия на обороне Тбилиси (из интервью International Crisis Group с действующими и бывшими грузинскими официальными лицами, 2009-2011 гг.)
Спецоперация грузинской полиции в Гальском районе: «технически было нарушено соглашение Медведева-Саркози»
16 февраля в Гальском районе Абхазии грузинской полицией был арестован Мераб Колбая. Эта операция была примечательна тем, что полиция должна была пересечь административную границу и задержать подозреваемого на территории, находящейся под контролем российских пограничников. По сведениям представителей ЕС, сотрудники грузинской полиции не в первый раз проникают на территорию этого района (из интервью International Crisis Group, Брюссель, июль 2011 г.). Эти действия технически нарушали соглашение о прекращении огня, заключенное в 2008 г.
Российская сторона отвергает свою причастность к взрыву у американского посольства осенью прошлого года
Федеральное бюро расследований США (ФБР) провело расследование инцидента около посольства США. Официальные лица страны заявили двум печатным органам США, что у секретных служб Соединенных Штатов есть неопровержимые доказательства того, что Россия связана по меньшей мере со взрывом в 2010 г. у посольства США. Американский представитель подчеркнул, что нет ясности в том, на каком уровне был отдан приказ провести взрыв, было ли это сделано преступными элементами или поступил прямой приказ военных разведслужб. Российские официальные лица незамедлительно отвергли эти обвинения. Один из них спросил International Crisis Group, для чего Москве могут быть нужны эти взрывы, если учесть приближающиеся зимние Олимпийские игры в соседнем Сочи? (Из интервью International Crisis Group с официальным представителем министерства иностранных дел, Москва, июль 2011 г.).
Россия не предоставляет доказательств того, что Грузия поддерживает северокавказских боевиков
По утверждению официального представителя министерства иностранных дел России, ни в одном официальном заявлении правительства России не содержится обвинений против Грузии в поддержке терроризма, поскольку его министерство не получало от ФСБ подобных заявлений. По словам дипломатов третьей страны, они тоже не обнаружили подтверждающих это доказательств.
(…) Похоже, Россия не очень серьезно относится к своим утверждениям. Вместо этого она, возможно, готовит почву для обвинения Грузии в случае каких-либо серьезных инцидентов в области безопасности в России, особенно в связи с проведением в 2014 г. зимних Олимпийских игр в Сочи (из интервью International Crisis Group, Брюссель, Вашингтон, округ Колумбия и Москва, июль 2011 г.).
Переговоры по ВТО
Грузия не согласна на вариант без присутствия, к примеру, на спутниковое слежение на таможенно-пропускных пунктах в Абхазии и Южной Осетии.
С 2010 г. Швейцария четырежды выступала в роли посредника между Россией и Грузией на переговорах по ВТО, в последний раз – в конце июля 2011 г. Был подготовлен документ с предложением путей повышения прозрачности таможенного контроля. В середине июля министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что соглашение по обеспечению прозрачности на границах между Россией с Абхазией и Южной Осетией «достижимо» в ближайшем будущем. Это один из немногих признаков продвижения на переговорах. В Москве, однако, официальный представитель Министерства иностранных дел скептически оценил перспективы быстрого прорыва. Грузия отказалась от требования физического присутствия собственных наблюдателей на контрольно-пропускных пунктах и предложила альтернативное решение, но не согласна на вариант без присутствия, такой, к примеру, как спутниковое слежение (из электронной переписки International Crisis Group с грузинским официальным лицом, июль 2011 г.). По утверждению представителей Швейцарии, они видят определенное «окно возможностей» (из интервью International Crisis Group с дипломатами, Тбилиси, 2011 г.)
Грузия готова начать переговоры об открытии абхазской железнодорожной линии
Высокопоставленный грузинский чиновник заявил International Crisis Group о готовности Грузии, в случае обеспечения безопасности в регионе, рассмотреть давно поставленный вопрос открытия железнодорожной линии через административную границу в Абхазию и в Россию. Это позволит использовать грузинские порты Батуми и Поти для перевозки строительных материалов на объекты зимних Олимпийских игр в Сочи (из интервью International Crisis Group в марте 2011 г.). Это позволило бы России избавиться от некоторых слабых моментов в процессе подготовки к играм, поскольку сейчас она пользуется, главным образом, Новороссийским портом и его железной дорогой. Но при переговорах по такой проблеме пришлось бы обойти вопросы о статусе Абхазии и найти инновационные решения по проблемам визового режима и таможенного контроля.