Жизнь в страхе

Возле деревни Двани граница была передвинута на два-три метра вглубь, в результате дорога, которая связывала деревню с земельными участками местных жителей, оказалась перекрыта

ГОРИ---В связи с третьей годовщиной российско-грузинской войны в регионе Шида Картли проводятся общественные конференции и круглые столы при участии жителей приграничных сел, расположенных у административной границы с самопровозглашенной республикой Южная Осетия. На встречах обсуждаются последствия вооруженного конфликта, которые и сегодня - спустя три года - беспокоят местное население.

Спустя три года после августовской войны 2008 года так и не отлажена система подачи оросительной воды из де-факто республики Южная Осетия. В некоторые населенные пункты вода поступает с перебоями или не поступает вовсе. Также не все жители приграничных сел имеют возможность обрабатывать собственные земельные участки, так как те после демаркации, которую провели власти самопровозглашенной республики, оказались на территории, не контролируемой Грузией. Возникли затруднения и с заготовкой дров, поскольку в лесных массивах стоят российские пограничники. На некоторых участках вдоль административной границы протянули колючую проволоку. Возле деревни Двани граница была передвинута на два-три метра вглубь, в результате дорога, которая связывала деревню с земельными участками местных жителей, оказалась перекрыта.

Житель Двани Заал Ахалкаци обратился к представителю осетинской стороны Мерабу Чигоеву с просьбой урегулировать проблему. Чигоев пообещал разобраться, но и по сегодняшний день ситуация не изменилась. Ахалкаци говорит, что грузинская сторона должна настоять на том, чтобы линия границы не сдвигалась:

«И мы и осетины могли свободно передвигаться по этой дороге. Но потом осетины сдвинула бетонные плиты в сторону нашей территории и через две-три недели установили там границу с помощью колючей проволоки. Теперь для нас дорога закрыта, на машине по ней не проедешь. А у них широкая дорога, и они свободно передвигаются».

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Жизнь в страхе



Устанавливать колючую проволоку начали и рядом с деревней Дици. На полях, принадлежащих жителям села, российские пограничники установили пограничные столбы. Однако протесты местного населения вынудили пограничников сдвинуть границу на несколько метров вглубь территории, контролируемой осетинской стороной. Там же протянули и ограждение из колючей проволоки. Житель Дици Гела Миндиашвили рассказывает, что российские пограничники предупреждают сельчан не пересекать линию границы.

«В 350 метрах от нас устанавливают колючую проволоку. А территория от села и до ограждения считаются нейтральной. За нее переходить строго запрещается, хотя иногда население выгоняет туда скот. Тогда пограничники выходят с собаками и запрещают передвигаться».

Многие села спустя три года после войны так и не обустроены. Жительница Эргнети Лия Члачидзе говорит, что в ее селе по-прежнему немало разрушенных домов, и, кроме того, жители не чувствуют себя в безопасности.

«Я из Эргнети. Когда смотрю в сторону Цхинвали, вижу отремонтированные крыши. А они, наверно, смотрят в нашу сторону и видят разрушенные дома и дворы, которые три года назад оставили российские оккупанты и осетины. На днях я с фотографической точностью восстанавливала в памяти те моменты, когда спускала детей в подвал, вспоминала, как бомбили мой двор, и как, вернувшись, увидела тринадцать неразорвавшихся снарядов во дворе. Очень сложно все это вынести».

Жители Никози по-прежнему не могут свободно передвигаться по окрестностям села из-за установленных мин. Вместе с Министерством обороны разминированием занимались и международные организации, но жители и сегодня находят смертоносные заряды. Как говорит Лали Миланашвили, совсем недавно произошел несчастный случай.

«Мальчик подорвался на мине и получил серьезные повреждения. Проблема с минами до сих пор актуальна для нас».

Это лишь часть тех проблем, с которыми сталкиваются местные жители. Они очень рассчитывают на то, что им помогут, и они, наконец, избавятся от страха, который стал их постоянным спутником.