Знаур Гассиев: Мы были морально подготовлены

ЦХИНВАЛИ---86-летний Знаур Гассиев до 2009 года занимал пост председателя югоосетинского парламента. Во время августовской войны он остался в Цхинвале, где оказался самым высоким должностным лицом республики.

- Знаур Николаевич, Великая Отечественная война застала вас в юном возрасте, но вы ушли добровольцем на фронт. В 2008 году в вашу жизнь опять пришла война, только теперь вас и ваших сограждан обстреливали бывшие соотечественники. Какую цель они преследовали, напав на спящий Цхинвал?

- Целью была ликвидация Южной Осетии. Почему Грузия рассчитывала, что Россия не вступится за нас, я не знаю. Мы были морально подготовлены, ожидали агрессии - участились полеты самолетов-беспилотников над нашей территорией. Это разведчики. Да, у нас есть вооруженные силы. Да, у нас есть отважные ребята. Но мы чувствовали опасность…

- Знаур Николаевич, почему вы не покинули город вместе с остальным руководством Южной Осетии 8 августа 2008 года?

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Жанна Тарханова



- Я как председатель парламента был членом военного совета. У нас он называется Совет безопасности. Обязанности были распределены заранее. Я, согласно этим договоренностям, которых мы достигли с президентом как с главнокомандующим, должен был оставаться в городе. Все руководство уходит, остаюсь я, и еще два должностных лица - секретарь Совета безопасности генерал Баранкевич и министр здравоохранения Нугзар Габараев. До сих пор я считаю это странным. Но война есть война. Надо сохранить основной штаб, хотя бы на сутки, чтобы успеть оценить обстановку и продумать дальнейшие действия. А миссия у меня была следующая: народ должен видеть, что председатель парламента, секретарь Совета безопасности, министр здравоохранения остаются с ним. Это воодушевляло людей. Поэтому и паники не было.

- Вы оставались в самом центре Цхинвала, когда он уже был занят грузинской бронетехникой, то есть вы находились в эпицентре боевых действий…

- Мы отступали потихоньку. Мы находились в горящем подвале. Потом наш дом сгорел полностью, и мы перешли в соседний. Но он тоже загорелся. Грузины подошли совсем близко к нашему дому, мы еле успели вырваться на машине. Со мной были соседи, четыре охранника. А машин одна. Я дал команду открыть багажник, и мы втроем туда забрались. Говорю водителю, у тебя есть две минуты, чтобы домчаться до угла и завернуть, чтобы нас не подбили. И мы смогли это сделать. Грузинские танки уже стояли прямо возле гостиницы «Ирыстон». Они и шарахнули чуть позже по дому, где мы находились. Но мы успели завернуть за угол, проехать метров сто пятьдесят и добраться таким образом до наших позиций, до шестой школы. Потом и оттуда отступили немного… Но генерал Баранкевич, молодец, подбил два танка. И отступление прекратилось.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия