Артур Миквабия: «У нас появилось желание быть иждивенцами»

Внешний долг абхазских предприятий составляет порядка 100 миллионов долларов

СУХУМИ--В Сухуме прошла пресс-конференция известного в Абхазии эксперта по вопросам экономики и реформам Артура Миквабия. Накануне встречи с журналистами Миквабия опубликовал статью, в которой изложил свое виденье сегодняшнего состояния абхазского общества, экономики и государственной системы. Выводы эксперта оказались неутешительными. В разговоре с представителями СМИ Миквабия обозначил проблемы, с которыми столкнется будущий президент Абхазии, и предложил возможные варианты их решения.

В 2004 году Артур Миквабия был одним из главных идеологов предвыборной кампании Сергея Багапш, организатором политического движения «Единая Абхазия», затем работал советником президента и возглавлял Комитет по структурным преобразованиям и реформам. Эта структура, правда, приказала долго жить, а идея реформирования, с которой команда Багапш пришла к власти, так и не была реализована.

«Были приняты, на мой взгляд, правильные решения, были выдвинуты новые идеи о необходимости реформирования. Не случилось. По многим причинам. И сегодня мы опять стоим перед серьезной проблемой, необходимы серьезные преобразования», - считает независимый эксперт.

В своей статье и на встрече с журналистами Артур Миквабия попытался честно ответить на ряд серьезных и в некотором смысле неприятных вопросов: является ли Абхазия эффективным и конкурентоспособным государством, проводится ли в республики социально ориентированная политика, есть ли в Абхазии демократия и так далее.

«Является ли Абхазия самостоятельным, независимым государством? На сегодняшний день, оказывается, де-юре - да, де-факто - нет. Почему? Потому что 90% средств на содержание нашего государства мы получаем извне», - говорит Миквабия.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Артур Миквабия: «У нас появилось желание быть иждивенцами»



Увы, такими же неутешительными были ответы практически на все серьезные вопросы. Аргументов у эксперта нашлось более чем достаточно. Взять, к примеру, ситуацию с долгами. Если разделить сумму государственного долга - имеются в виду кредиты на восстановление железной дороги и модернизацию банковской сферы - на количество живущих в Абхазии людей, то получится, что каждый житель имеет долг в размере 15 тысяч долларов. По социальному расслоению страна в первой десятки мирового рейтинга. Внешний долг абхазских предприятий составляет порядка 100 миллионов долларов. И это только те факты, которые лежат на поверхности.

Одну из причин такого, будем говорить прямо, упадка Миквабия в своей статье обозначил следующим образом: «мародерски-трофейная психология, сложившаяся в массовом сознании значительной части населения, и иждивенческая политика власти, являющаяся концентрированным продолжением этой самой психологии». В каком-то смысле российские деньги оказали стране «медвежью услугу», считает эксперт:

«Если проследить, сколько денег поступило к нам за это время, то, естественно, у нас появилось желание быть иждивенцами. Иждивенчество имеет свою серьезную опору, основу, и в этой связи, мне кажется, что на внешний вызов в историческом контексте мы смогли ответить, а на внутренний так и не ответили».

Что касается политической элиты страны – имеется в виду команда, которая семь лет находилась у власти, - то ее интеллектуальный потенциал, согласно выводам Артура Миквабия, тоже оставляет желать лучшего.

«Политическая элита, естественно, существует. В каком она состоянии - в таком состоянии и наше государство, и наша экономика. Это зеркальное отражение», - говорит эксперт.

Если возвращаться к нынешней президентской кампании, то подобные оценки абхазской действительности из уст кандидатов, по мнению Миквабия, услышишь не часто, впрочем, даже если и проговариваются все эти вещи, то взамен не предлагается ничего конкретного. И вина тут лежит не только, а может, и не столько на кандидатах, сколько на обществе в целом. Мы сами, считает Миквабия, за восемнадцать лет толком не определились, чего мы хотим. А ошибка кандидатов, по мнению эксперта, в том, что в своей предвыборной риторике они слишком часто говорят «я сделаю», тогда как делать надо всем вместе.

«Знаете, что мне не нравится в избирательных кампаниях? Заявления кандидатов: «я это сделаю». Мне кажется, надо поменять на «давайте вместе это сделаем». Потому что, когда человек говорит «я это сделаю», это как будто он нам дает работу, - уверен эксперт.

На вопрос, собирается ли сам Миквабия идти во власть, он ответил достаточно четко: только при условии, что у него будет реальная возможность воплощать свои идеи в жизнь.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия