Харун ар-Рашид по-ингушски

Для бизнеса это золотые дни: кондитерские цеха работают в три смены, рынки и магазины забиты покупателями

В Ингушетии началась подготовка к главному празднику мусульман, знаменующему окончание поста в месяц Рамадан. Власти республики в этом году решили взять под свой контроль предпраздничные мероприятия, чтобы не допустить неконтролируемого роста цен на товары, пользующиеся в это время повышенным спросом. Рассказывает Магомед Ториев.

Приближается Мархаж, так по-ингушски называют праздник, связанный с завершением месяца Рамадан. Можно сказать, что свою жизнь жители республики обычно планируют от Мархаж до Мархаж, поскольку длящиеся тря дня праздничные мероприятия считаются едва ли не главным событием года. Первые два дня мужчины обходят многочисленных родственников и знакомых с поздравлениями, в ответ их одаривают платками. Молодым людям принято дарить платки с вышитыми инициалами. Третий день праздника главенствующая роль переходит к женщинам. В течение дня дети носятся от дома к дому с пакетами, куда они складывают полученные в подарок сладости и фрукты. Ну и, конечно, все три дня в каждом доме накрыт стол, за который приглашают всех явившихся с поздравлениями.

В Ингушетии готовятся к Мархаж с не меньшим усердием, чем в Бразилии к карнавалу. Для бизнеса это золотые дни: кондитерские цеха работают в три смены, рынки и магазины забиты покупателями. Вся республика с середины Рамадана до окончания празднеств напоминает муравейник.

Люди обновляют квартиры и дома: моют, белят, ремонтируют все подряд, красят ворота и заборы. В эти дни жители республики наводят порядок не только в собственных дворах, но и на улице. Множество ритуалов, праздничная лихорадка создает неповторимый колорит и ощущение единства, когда весь народ связан общей радостью. Республика, являющаяся рекордсменом по числу безработных, в эти дни может предложить работу каждому. Но не только радостные мелочи определяют атмосферу праздника, есть и неприятные моменты. В предпраздничный период и в праздничные дни цены буквально на все «сходят с ума», появляются автомобильные пробки близ автомоек и рынков.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Харун ар-Рашид по-ингушски



В этом году Юнус-Бек Евкуров решил лично навести порядок в сфере ценообразования. Но как-то по-особенному, нарушая все законы экономики и делая всех, кроме бизнесменов, счастливыми в приказном порядке. До Евкурова Руслан Аушев и Мурат Зязиков в Рамадан подписывали стандартное распоряжение о запрете продажи алкоголя в течение месяца и просили у предпринимателей не завышать цены. Алкоголь убирали с прилавков, но из-под полы торговали им свободно. Что касается цен, то они, не обращая ни на кого внимания, улетали в заоблачные высоты.

Евкуров решил сломать установившийся порядок: он пообещал снизить цены на газ и электричество на период священного месяца Рамадан. Будет ли выполнено это обещание, выяснится в следующем месяце, когда жители получат счета за коммунальные услуги. Глава республики дал указание снизить на 20% цены на продукты, ввел сокращенный рабочий день. Это, так сказать, для затравки.

При прежних правителях муфтий республики, выступая по телевидению, уныло призывал кары небесные на головы торговцев, взвинчивающих цены в Рамадан. Торговцы вели себя, как заключившие тайное соглашение еретики; из года в год один вид ценников на прилавках способен был вызвать сердечный приступ у любого добропорядочного гражданина. В этом году распоряжаться небесными карами решил сам глава республики. Он не только приказал снизить цены, но и открыл сельскохозяйственные ярмарки с продуктами по пониженным ценам.

Но поскольку руководство республики не слишком надеется на гражданскую сознательность населения, Евкуров лично, как Харун ар-Рашид, выехал проверить ярмарки сельских жителей, которым была дана возможность самим продавать выращенную на собственных участках продукцию. Увиденное главу Ингушетии не порадовало - некоторые селяне предстали перед ним в облике циничных акул капитализма. Взбешенный ценами Евкуров приказал помощникам допускать на ярмарку только тех торговцев, которые держат цены ниже рыночных. «Мы создаем условия для торговцев попасть в рай. Они думают, заработают в этом месяце тысячу рублей, а на том свете за это не спросится», - пояснил Евкуров, выступая перед местными журналистами.

Директивный подход, конечно, был когда-то эффективен, но сейчас он все же несколько устарел. В России есть антимонопольное законодательство, которое призвано не допускать картельных сговоров, когда, пользуясь ситуацией повышенного спроса, торговцы неоправданно задирают цены. Конечно, оно работает плохо, тем более в провинции. Но это все же не повод, чтобы глава республики собственноручно изгонял торгашей, озаботившись их перспективами попадания в рай. Для этого есть прокуратура и другие органы власти, которые должны проводить расследование и наказывать любителей погреть руки на ажиотаже. Народ, конечно, счастлив видеть, как их руководитель разгоняет спекулянтов, и, возможно, Юнус-Бек Евкуров, побывав на рынке, рассчитывал, прежде всего, на реакцию людей. В конце концов, глава соседней республики организовывает подобные шоу при каждом удобном случае: на стройках, фермах, в учебных заведениях, больницах и т.д.

Евкуров может использовать этот опыт, но он должен понимать, что экономические проблемы так не решаются. Нужна обоснованная, подготовленная специалистами программа развития, трудоустройства, организации производства. А кататься по республике и лично вникать в каждую проблему – такой подход, конечно, свидетельствует о редкостном благородстве духа, а хотелось бы, чтобы еще о талантах и навыках успешного менеджера, которому доверили управлять республикой.