Ксенофобия и политика

Роберт Стуруа

После демонстрации радикальной оппозиции и ее разгона в ночь на 26-е мая, производителем самой большой сенсации стал ни кто иной, как знаменитый грузинский театральный режиссер Роберт Стуруа. В интервью агентству «Сакинформи» известный своим оппозиционным настроем маэстро объяснил, почему именно он не доверяет Саакашвили: ведь тот – армянин, с чего ему любить Грузию? Когда за этим последовала острая реакция, Стуруа на своем творческом вечере защитил свое высказывание, по ходу покритиковав моду на политкорректность – почему я обязан любить негров, сказал он, тем более, что они стоят несколько «ниже меня» по своему культурному уровню.

Грузия – постсоветская страна, где говорить, что культурный уровень человека зависит от его национальной или расовой принадлежности, или что страну может по-настоящему любить лишь тот, кто принадлежит к так называемой «титульной» нации, постыдным не считается. По крайней мере, спекуляции о том, что Саакашвили – скрытый армянин, и именно поэтому он такой плохой, регулярно публикуются в оппозиционной прессе. Особенно любят развивать эту мысль известные поэты советского времени, сегодня потерявшие социальный статус. Сам Саакашвили на это отвечает, что для него было бы честью быть армянином (или, например, азербайджанцем), но, к сожалению, это не так.

Конечно, есть немало людей, которые понимают, что расизм и ксенофобия – это плохо, и дают адекватную реакцию. Случай с Робертом Стуруа вызвал сенсацию потому, что от него такого не ждали: все-таки, человек поставил немало спектаклей в просвещенной Европе. Все сразу стали вспоминать про недавние скандальные откровения в пользу Гитлера датского режисера Ларса фон Триера. Что с них, с гениев, взять, такой они странный народ.

Но проблема не в экстравагантности «гениев», а в контексте. Ларса фон Триера заклеймили единогласно и бесповоротно, а политические различия между правыми и левыми роли при этом не играли. В Грузии эпизод стал еще одним поводом для перебранки между сторонниками и противниками правительства. Роберт Стуруа – один из самых известных представителей артистической интеллигенции, большинство которой Саакашвили и его команду младотурков ненавидит особенно люто. С другой стороны, раньше всех отреагировали на высказывание Стуруа правые либералы и либертарианцы, тусующиеся вокруг журнала «Табула» и считающиеся про-правительственными. Критиковали Стуруа и оппозиционно настроенные левые, но на это мало кто обратил внимание. В современной Грузии лагеря должно быть два: люди Миши бьют нашего Робико.

Защитников Стуруа в свою очередь можно разделить на две группы. Некоторые признали, что маэстро действительно оплошал, но его все равно надо защищать, потому что он «наш» и нападки на него политически мотивированы. Другие хвалили Стуруа за откровенность: вот так должен выражаться действительно свободный человек, а то надоели эти либералы со своей политкорректностью.

Свидетели защиты сразу напомнили о скандальном высказывании президента Саакашвили: Отчитывая таможенников за то, что они относятся к гражданам не так уважительно, как их голландские или ирландские коллеги, он воскликнул: «А мы что, негры, что ли?». Вот мол, как «ваш» президент разговаривает, чего же вы на нашего Робико напустились? Восклицание президента было, без сомнения, непростительной оплошностью, но, как потом оправдывалась его пресс-служба, он лишь использовал идиоматическое выражение, которое никак не связано с его личным отношением к людям с темным цветом кожи.

И действительно: Саакашвили можно обвинить во многих грехах, но расизм и ксенофобия к ним не относятся. Даже лево-либеральный журнал «Либерали», который трудно заподозрить в симпатиях к правительству, писал, что именно Саакашвили ввел новый дискурс в отношениях к этническим меньшинствам Грузии (среди которых самые крупные – армяне и азербайджанцы). Он постоянно подчеркивает, что Грузия – для всех, что для граждан Грузии армянского происхождения он – армянин, для азербайжданцев – азербайджанец, и т. д. При этом многие считают, что правительство должно сделать гораздо больше для того, чтобы армяне, азербайджанцы и другие меньшинства действительно почуствовали себя полноценными гражданами Грузии. Очень может быть. Но факт то, что пока оппоненты гораздо чаще критикуют Саакашвили за «отрыв от национальных корней».

Эпизод с Робертом Стуруа напомнил, что Грузии необходим консенсус, – хотя бы, для начала, на элитном уровне, – о том, что расизм и ксенофобия – вещи абсолютно недопустимые, и что принадлежность к той или иной политической группе тут абсолютно ни при чем. Пока его, к сожалению нет.