Экологическая революция Колумба

Историки, занимавшиеся периодом колонизации Американского континента, традиционно объясняли результаты этой колонизации организационной эффективностью европейцев, мощью их оружия, обширностью познаний и обилием умений, включая мореплавание, строительное дело, агрономию и торговлю. В отличие от этих историков, журналист Чарльз Манн в книге ''1493-й'' описывает результаты колонизации, не запланированные и непредвиденные. Рецензент интернетного журнала ''Kirkus Review'' так характеризует особенности подхода Чарльза Манна к истории:

Диктор: ''Фокусируя внимание на экологии и экономике, Манн создает ошеломительно интересный вариант истории, в котором важнейшую роль сыграли неожиданные сочетания или столкновения животных, растений, минералов и микробов. По его версии, экологические коллизии создавали преуспеяние и нежданные богатства, плодили нищету и страдания, провоцировали социальные перевороты и в результате - создавали современный мир''.

Книга начинается и кончается сценами в двух садах: один – сад автора в Массачусетсе, другой – сад в городке Булалакао на Филиппинах. Отделенные друг от друга половиной мира, эти сады засажены одними и теми же растениями, которые не являются местными ни для того, ни для другого. ''Это, - пишет Манн, - символ нашей экологической эры – “Эры однородности”. И в ее создании огромную роль сыграл Христофор Колумб'':

Диктор: ''Ещё в 1491 году Атлантический и Тихий океаны считались непреодолимой преградой между континентами. Америка с таким же успехом могла быть на другой планете. Но появление в следующем году Колумба на Карибских островах все изменило. Растения, животные, микробы, культуры начали разноситься океанскими волнами: помидоры - в Массачусетс, кукуруза - на Филиппины, а рабы, малярия, серебро и рынки – повсюду. Мир стал единым, даже если он еще не был к этому готов''.

Чарльз Манн – не первый автор, писавший на эту тему. Он признается, что находится в неоплатном долгу у историка Алфреда Кросби, автора книги ''Экологический империализм: биологическая экспансия Европы с 900-го по 1900 годы''. Книга Кросби, написанная четверть века назад, стала на Западе классикой и вдохновила на экологический подход к истории не только Манна, но еще до него Джэйреда Даймонда, написавшего книгу ''Ружья, микробы и сталь'' и получившего Пулитцеровскую премию. В книге ''1493-й'' Чарльз Манн не только продолжает тему, но и находит в ней новый аспект:

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Экологическая революция Колумба



Диктор: ''Только понимая процесс, который происходит последние 500 лет и который Кросби назвал “товарообменом Колумба“ (т.е., перемещение растений, животных, людей и микробов с континента на континент), мы можем осмыслить современный этап глобализации. С самого начала этот процесс приносил не только экономические выгоды, но и такую экологическую и социальную неразбериху, которая угрожала свести на нет все эти выгоды. История учит нас, что глобализация по природе своей не может иметь только положительные результаты – за ними немедленно следуют отрицательные''.

Картофель, который Америка принесла в дар Европе, спас от голода многих европейских крестьян, но погубил Ирландию, сделавшую на него слишком большую ставку. В 1845 году на картофель напала ''бурая гниль'', урожай погиб и начался голод, получивший название ''картофельного''. Полтора миллиона человек погибло, полтора миллиона иммигрировало, и это изменило всю историю Ирландии.
Малярия, которую привезли в Америку из Азии и Африки, обезлюдила огромные территории Нового Света. Но она же долго удерживала вдали от него европейские армии. Оснащенные европейской техникой лесопромышленники, изведя леса на Филиппинах, обеспечили Америку дешевой мебелью и дали толчок к развитию благосостояния среднего класса. Поток серебра из Южной Америки в Китай и в Европу, с одной стороны, облегчал развитие международной торговли, с другой - стал причиной инфляции, нестабильности и войн, а с третьей – постепенно сформировал современную валютную систему.
Кстати, картофель и кукуруза (тоже дар Америки), стабилизировав Европу, расшатали Китай. Благодаря этим неприхотливым и урожайным сельскохозяйственным культурам, население Китая резко увеличилось, что, в свою очередь, привело к поискам новых пахотных земель, к уничтожению лесов, к катастрофическим наводнениям и к другим тяжелым последствиям для природы страны.
Самое интересное в книге ''1493-й'' - умение автора сделать растения, семена и микробы главными героями драмы, а драму сделать столь же злободневной для нас, как и для людей, населявших мир в 1493 году. Ян Моррис, автор рецензии в ''Нью- Йорк Таймс'', пишет:

Диктор: ''Чарльз Манн базирует свою книгу на научных исследованиях экономистов, экологов, иммунологов и историков, но несёт научный груз с завидной лёгкостью. Замечательный рассказчик, он увлекает читателя одной яркой деталью за другой. Знаете ли вы, что политический лозунг на выборах в английский парламент в 1765 году был: ''Долой папизм! Долой картофель!''? Или что в 1870 году английское правительство было готово купить втридорога каждое зерно каучукового дерева, вывезенное контрабандой из Бразилии, что поэтому бразильские контрабандисты купались в шампанском, разжигали сигары стодолларовыми купюрами и сводили счёты прямо на улицах Манауса''.

''Тогда никому не приходило в голову связать эту историю с Лаосом, - пишет Манн. - Между тем, цепь событий, начавшихся с вояжа агронома Генри Викама (который сумел вывезти из Бразилии 70 000 семян каучукового дерева), привела в конце 19-го века к распространению каучуковых плантаций по всей Юго-Восточной Азии и, в частности, в Лаосе''.

Диктор: ''В результате, через 140 лет после ''резиновой лихорадки'' Лаос стал страной каучуковых плантаций. Сейчас под эти плантации китайские и вьетнамские компании, с ведома правительства, вырубают в Лаосе леса и занимают пахотные земли. История, начавшаяся в Бразилии конца 19-го века, в начале 21-го века привела на грань разрушения экологическую систему в этом дальнем уголке мира. От глобализации не спрячешься''.

По мнению Чарльза Манна, ''Товарооборот Колумба'' сформировал современный мир. Он принес нам растения, которые мы выращиваем в наших садах, и насекомых, которые их уничтожают. Но следующий век может снова отнять у нас и то, и другое. Если хотите знать, почему, прочтите книгу ''1493-й''.