СУХУМИ--Сегодня отмечается Международный день демократии. Праздник установлен Генеральной ассамблеей ООН в 2007 году. Как обстоит дело с демократией в Абхазии и существует ли ее особая абхазская модель? С этими вопросами мы обратились к горожанам, студентам Абхазского госуниверситета, а также выслушали мнение эксперта.
«Демос» и «кратос» - два греческих слова «народ» и «власть», сливаясь в одно, превращаются в «демократию», проще говоря, народовластие. В современном мире слово демократия употребляется столь часто, что знакомо даже ребенку. Принято считать, что примером демократии служат страны Запада, где эта модель государственного устройства развита настолько, что предоставляет человеку и гражданину все возможные права и блага цивилизации.
Абхазия – с одной стороны, молодое современное государство, для которого европейские стандарты демократии - планка пока высокая. С другой стороны, у Абхазии есть своя многовековая история, и кто скажет, что это не история абхазской демократии? Эти две точки зрения чаще всего встречались в ответах горожан, однако скепсис все же преобладал.
Большая часть опрошенных убеждена, что демократия в нашей стране развита недостаточно:
«Хотелось бы, чтобы она было в Абхазии, но, к сожалению, для многих членов нашего общества ее нет».
«У нас демократия есть, и лучше, чем в любой другой стране. Демократия по-абхазски – это уважение друг к другу, правильное отношение к старшим и к младшим. У нас в Абхазии демократия, как нигде».
«Я 38 лет проработал здесь хирургом. Вот сейчас как раз ищу эту демократию. Я не могу добиться того, чтобы увеличить мою пенсию в семь тысяч рублей».
Следующими, кому мы задали вопрос о демократии в Абхазии, стали студенты Абхазского госуниверситета, которые в подавляющем большинстве также считают, что демократия в Абхазии находится на стадии становления, и до Европы ей, мягко говоря, далековато.
«Я не скажу, что мы в полной мере соответствуем общим стандартам, но какие-то свои стандарты и принципы, своя демократия у нас есть».
«Свои стандарты, свои правила, само собой, есть у каждой страны. Но, конечно, мы не сравниваемся с европейскими странами…»
«Здесь абхазская демократия связана непосредственно с обычаями и традициями. Не только абхазов, но и всех коренных жителей Абхазии».
А вот кандидат политических наук, доцент кафедры политологии АГУ Ираклий Хинтба считает, что в каждой стране существуют свои демократические традиции. «Я убежден, что абхазское общество - демократическое по своей природе, и абхазские традиции равенства, эгалитаризма, отсутствия жесткой иерархии, диктаторской власти, отсутствие рабства в истории Абхазии – все это очень важные составляющие той демократической культуры, которая нам свойственна. Поэтому для Абхазии, на мой взгляд, не применимы мажоритарные модели демократии, когда власть опирается исключительно на волю большинства, на волю победителя. В Абхазии нужны модели консенсусные, когда победившая власть согласовывает политический курс и решения с широкой общественностью», - говорит политолог.
Как уточнил Хинтба, ключевую роль в демократизации общества играет образование, ведь именно образованные и компетентные граждане могут отстаивать свои права, не нарушая чужих.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
«Демос» и «кратос» - два греческих слова «народ» и «власть», сливаясь в одно, превращаются в «демократию», проще говоря, народовластие. В современном мире слово демократия употребляется столь часто, что знакомо даже ребенку. Принято считать, что примером демократии служат страны Запада, где эта модель государственного устройства развита настолько, что предоставляет человеку и гражданину все возможные права и блага цивилизации.
Абхазия – с одной стороны, молодое современное государство, для которого европейские стандарты демократии - планка пока высокая. С другой стороны, у Абхазии есть своя многовековая история, и кто скажет, что это не история абхазской демократии? Эти две точки зрения чаще всего встречались в ответах горожан, однако скепсис все же преобладал.
Большая часть опрошенных убеждена, что демократия в нашей стране развита недостаточно:
«Хотелось бы, чтобы она было в Абхазии, но, к сожалению, для многих членов нашего общества ее нет».
«У нас демократия есть, и лучше, чем в любой другой стране. Демократия по-абхазски – это уважение друг к другу, правильное отношение к старшим и к младшим. У нас в Абхазии демократия, как нигде».
«Я 38 лет проработал здесь хирургом. Вот сейчас как раз ищу эту демократию. Я не могу добиться того, чтобы увеличить мою пенсию в семь тысяч рублей».
Слушать
Your browser doesn’t support HTML5
Следующими, кому мы задали вопрос о демократии в Абхазии, стали студенты Абхазского госуниверситета, которые в подавляющем большинстве также считают, что демократия в Абхазии находится на стадии становления, и до Европы ей, мягко говоря, далековато.
«Я не скажу, что мы в полной мере соответствуем общим стандартам, но какие-то свои стандарты и принципы, своя демократия у нас есть».
«Свои стандарты, свои правила, само собой, есть у каждой страны. Но, конечно, мы не сравниваемся с европейскими странами…»
«Здесь абхазская демократия связана непосредственно с обычаями и традициями. Не только абхазов, но и всех коренных жителей Абхазии».
А вот кандидат политических наук, доцент кафедры политологии АГУ Ираклий Хинтба считает, что в каждой стране существуют свои демократические традиции. «Я убежден, что абхазское общество - демократическое по своей природе, и абхазские традиции равенства, эгалитаризма, отсутствия жесткой иерархии, диктаторской власти, отсутствие рабства в истории Абхазии – все это очень важные составляющие той демократической культуры, которая нам свойственна. Поэтому для Абхазии, на мой взгляд, не применимы мажоритарные модели демократии, когда власть опирается исключительно на волю большинства, на волю победителя. В Абхазии нужны модели консенсусные, когда победившая власть согласовывает политический курс и решения с широкой общественностью», - говорит политолог.
Как уточнил Хинтба, ключевую роль в демократизации общества играет образование, ведь именно образованные и компетентные граждане могут отстаивать свои права, не нарушая чужих.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия