Оборона с секретом

Между тем Министерство обороны Грузии явно не намерено приоткрывать свои секреты

ТБИЛИСИ---Бюджет Министерства обороны Грузии на 2011 год составляет 660 миллионов лари. Однако на что тратятся эти деньги, грузинскому обществу и даже военным экспертам не известно, так как Грузия относится к странам с крайне непрозрачным военным бюджетом. Согласно данным британского отделения Transparency International, которое провело исследование прозрачности оборонных ведомств в 88 странах мира, Грузия относится к четвертой, предпоследней категории.

Составляя рейтинг прозрачности военных бюджетов, британская Transparency International ориентировалась на несколько параметров. Как поясняет директор грузинского отделения организации Эка Гигаури, среди них: доступность публичной информации о бюджете, доклады ООН о военных затратах, Индекс открытости бюджета (OBI), составляемый вашингтонским Центром по бюджету и политическим приоритетам, а также публикации и отчеты разных неправительственных организаций:

«Когда изучался бюджет Министерства обороны, конечно, эксперты учитывали, что какая-то информация не может быть прозрачной. Но важно и то, что часть информации все-таки должна быть открытой. Люди имеют право знать, как планируется бюджет, на что идут деньги».

Как говорит представитель Института развития свободы информации Леван Авалишвили, получить информацию от Министерства обороны Грузии его организация пыталась в течение последних двух лет. Однако усилия не увенчались успехом. По утверждению Авалишвили, запрашиваемые институтом сведения по своему профилю не могут быть закрытыми:

«Это вопросы, касающиеся административных расходов: зарплаты министра и других сотрудников министерства, сколько денег уходит, например, на развитие коммуникаций, на автомобили и т.д.»

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Оборона с секретом



Отчаявшись получить информацию, представители Института развития свободы информации подали в суд на Минобороны и надеются, что через несколько месяцев выиграют судебный процесс.

О том, что бюджет оборонных ведомств частично закрыт во всех странах, говорит глава аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили. Впрочем, по словам Аладашвили, есть еще один источник, откуда можно черпать данные – это специальный реестр ООН, в который оборонные ведомства стран - членов ООН обязаны отправлять сведения о закупках или продаже оружия. Хотя эксперт отмечает: гарантий того, что опубликованная на сайте реестра информация всегда точна, нет.

По словам Аладашвили, данные о средствах, выделяемых на подготовку войск, на учения, на питание, должны быть открытыми. Это же правило распространяется и на условия проведения тендеров.

Между тем Министерство обороны Грузии явно не намерено приоткрывать свои секреты. Особенно строго ведомство следит за общением военных с журналистами:

«Меня и моих журналистов больше всего интересуют контакты с военными. Например, с теми, которые были в Афганистане или участвовали в августовской войне. Нас интересует, как они живут сейчас, как живут их семьи. Тут ведь нет никаких секретов. Но без разрешения Минобороны они не имеют права дать интервью. Их могут просто уволить. К сожалению, это ведомство закрыто не только для меня, но для всех журналистов. Тем более для тех, кто пишет критические статьи», - говорит Ираклий Аладашвили.

В ответ на претензии со стороны представителей гражданского общества Минобороны хранит гробовое молчание. Такую же реакцию ведомство демонстрирует сегодня и в отношении исследования Transparency International. Попросив корреспондента радио «Эхо Кавказа» выслать вопросы, и получив их, военные забыли на них ответить.