ВЗГЛЯД ИЗ ВАШИНГТОНА---Заместитель генерального секретаря известной исламистской организации «Хизбалла» Шейх Тааим Касем в интервью иранскому телеканалу «Сехер» подверг резкой критике власти Азербайджана. Он обвинил официальный Баку в отходе от исламских ценностей. Основанием для этого публичного выпада стал запрет на ношение хиджаба в азербайджанских учебных заведениях. Насколько серьезна «исламская тема» во внутриполитической повестке дня Азербайджана и в его отношениях с соседями и с мусульманским миром?
Критика в адрес Азербайджана, подобная той, которая прозвучала из уст одного из лидеров «Хизбаллы», звучит не впервые. Так, в июле нынешнего года группа общественных деятелей из мусульманских стран обратилась к властям республики с требованием отменить дискриминационный, с их точки зрения, «дресс-код». Среди тех, кто поставил свои подписи под обращением, были известные писатели и правоведы из Кувейта, Иордании, Пакистана и Туниса. Однако «Хизбалла» - это не академическая структура, а серьезный политический проект, патронируемый Ираном, соседом Азербайджана, имеющим непростые отношения с этой страной. В клубке азербайджано-иранских противоречий сплелись и разные подходы к разделу общего Каспийского моря, и отношения с Западом и главным геополитическим противником Азербайджана Арменией.
В начале сентября главный стратегический партнер Баку Турция заявила о готовности разместить на своей территории американский радар в рамках проекта «ЕвроПРО». Между тем ни США, ни НАТО никогда особо не скрывали своей цели: радар - это средство предупреждения о возможной иранской атаке. Однако последние события на Ближнем Востоке (гражданская война в Ливии и растущее внутреннее противостояние в Сирии) противопоставили Иран и Турцию. Анкара, опасаясь дальнейшей дестабилизации региона, сделала знаковые шаги в сторону Запада. Но вряд ли такие шаги вызывают восторг в Тегеране. Учитывая же несопоставимость ресурсов Запада и Ирана, Исламская республика пытается выстраивать свою контригру посредством «малых дел», прощупывая слабые стороны соседних стран, вовлеченных в сотрудничество с США и Европейским Союзом.
В самом деле, «исламская тема» в последнее время стала для Азербайджана острым вопросом. Когда в ноябре прошлого года Министерство образования Азербайджана ввело свои запретительные меры для учениц средних школ (с формулировкой о том, что это не является атрибутом школьный формы), годами накапливающийся социальный нарыв прорвался серией митингов протеста. Но вопрос о хиджабе - это лишь частный случай оживления «исламской темы» в прикаспийской республике. Свидетельством тому - серия судебных процессов по обвинению исламских активистов, начиная с весны 2006 года.
Пожалуй, наиболее ярким сюжетом в этой цепочке стал арест лидера ИПА (Исламской партии Азербайджана) Мовсума Самедова в январе нынешнего года по обвинению в подготовке терактов и в нарушении общественного порядка. Этот человек - фигура в азербайджанском «политическом исламе» хорошо известная. В 2009 году он жестко публично выступал против визита в Баку патриарха израильской политики президента Еврейского государства Шимона Переса.
«Ваххабитский вирус развился у нас в последние годы», - утверждает азербайджанский правозащитник Ильгар Ибрагимоглу. Между тем политический радикальный исламизм в республике несводим к одному лишь «ваххабитскому вирусу», который проникает в Азербайджан из российского Северного Кавказа (прежде всего, из Дагестана), а также произрастает на местной почве. Не будем забывать о том, что шиитская традиция в Азербайджане исторически очень сильна. Отсюда и проникновение другой разновидности радикализма, связанного с иранским опытом строительства исламской государственности. И эта разновидность с «ваххабизмом» (салафийей) не имеет ничего общего.
В чем же причина обострения религиозного вопроса в Азербайджане? Радикализация азербайджанского общества – явление многоплановое, и с одной меркой к нему подойти невозможно. Рассмотрим лишь некоторые внутренние и внешние факторы, оказывающие, с нашей точки зрения, наибольшее воздействие на эти процессы. Во-первых, власти слишком долго и упорно боролись с различными проявлениями светской оппозиции. В результате на вытоптанной поляне ничего, кроме радикального исламизма, не могло появиться. Тем паче, что эти силы монополизировали лозунги социальной справедливости.
Во-вторых, есть сильное разочарование и в Западе, и в России из-за отсутствия прогресса в нагорно-карабахском урегулировании. В-третьих, «арабская весна» усиливает общественную рефлексию по поводу места Азербайджана в мире. И не в последнюю очередь по поводу его многолетнего партнерства с Израилем. В-четвертых, серьезные трансформации внутри Турции. Та модель светского государства, которая воплощена в постсоветском Азербайджане, сильно напоминает (с определенными, конечно, поправками) кемалистскую Турцию. Эти параллели видны во многом. Даже в портретах Гейдара Алиева на центральных и отдаленных улицах и проспектах азербайджанских городов, выдержанных в стилистике а-ля Ататюрк.
Но сегодняшняя Турция, ведомая Партией справедливости и развития во главе с успешным премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом, проводит активную ревизию кемализма. Это, естественно, не тотальный отказ от светских принципов и не переписывание истории. Но, как минимум, серьезное переосмысление соотношения светских и религиозных компонентов во внутренней и внешней политике страны. Этот процесс не может оставить в стороне и Азербайджан.
Таким образом, «исламский вопрос» в Азербайджане представляет собой сложную совокупность различных внутриполитических и внешнеполитических процессов. Сегодня невозможно со стопроцентной точностью предсказать его развитие. Однако все более очевидно: религиозная тема, включая и ее радикальные версии, становится с годами серьезным фактором в Азербайджане, а также для всех его соседей, противников и союзников.
Критика в адрес Азербайджана, подобная той, которая прозвучала из уст одного из лидеров «Хизбаллы», звучит не впервые. Так, в июле нынешнего года группа общественных деятелей из мусульманских стран обратилась к властям республики с требованием отменить дискриминационный, с их точки зрения, «дресс-код». Среди тех, кто поставил свои подписи под обращением, были известные писатели и правоведы из Кувейта, Иордании, Пакистана и Туниса. Однако «Хизбалла» - это не академическая структура, а серьезный политический проект, патронируемый Ираном, соседом Азербайджана, имеющим непростые отношения с этой страной. В клубке азербайджано-иранских противоречий сплелись и разные подходы к разделу общего Каспийского моря, и отношения с Западом и главным геополитическим противником Азербайджана Арменией.
«Исламская тема» и Азербайджан
Your browser doesn’t support HTML5
В начале сентября главный стратегический партнер Баку Турция заявила о готовности разместить на своей территории американский радар в рамках проекта «ЕвроПРО». Между тем ни США, ни НАТО никогда особо не скрывали своей цели: радар - это средство предупреждения о возможной иранской атаке. Однако последние события на Ближнем Востоке (гражданская война в Ливии и растущее внутреннее противостояние в Сирии) противопоставили Иран и Турцию. Анкара, опасаясь дальнейшей дестабилизации региона, сделала знаковые шаги в сторону Запада. Но вряд ли такие шаги вызывают восторг в Тегеране. Учитывая же несопоставимость ресурсов Запада и Ирана, Исламская республика пытается выстраивать свою контригру посредством «малых дел», прощупывая слабые стороны соседних стран, вовлеченных в сотрудничество с США и Европейским Союзом.
В самом деле, «исламская тема» в последнее время стала для Азербайджана острым вопросом. Когда в ноябре прошлого года Министерство образования Азербайджана ввело свои запретительные меры для учениц средних школ (с формулировкой о том, что это не является атрибутом школьный формы), годами накапливающийся социальный нарыв прорвался серией митингов протеста. Но вопрос о хиджабе - это лишь частный случай оживления «исламской темы» в прикаспийской республике. Свидетельством тому - серия судебных процессов по обвинению исламских активистов, начиная с весны 2006 года.
Пожалуй, наиболее ярким сюжетом в этой цепочке стал арест лидера ИПА (Исламской партии Азербайджана) Мовсума Самедова в январе нынешнего года по обвинению в подготовке терактов и в нарушении общественного порядка. Этот человек - фигура в азербайджанском «политическом исламе» хорошо известная. В 2009 году он жестко публично выступал против визита в Баку патриарха израильской политики президента Еврейского государства Шимона Переса.
«Ваххабитский вирус развился у нас в последние годы», - утверждает азербайджанский правозащитник Ильгар Ибрагимоглу. Между тем политический радикальный исламизм в республике несводим к одному лишь «ваххабитскому вирусу», который проникает в Азербайджан из российского Северного Кавказа (прежде всего, из Дагестана), а также произрастает на местной почве. Не будем забывать о том, что шиитская традиция в Азербайджане исторически очень сильна. Отсюда и проникновение другой разновидности радикализма, связанного с иранским опытом строительства исламской государственности. И эта разновидность с «ваххабизмом» (салафийей) не имеет ничего общего.
В чем же причина обострения религиозного вопроса в Азербайджане? Радикализация азербайджанского общества – явление многоплановое, и с одной меркой к нему подойти невозможно. Рассмотрим лишь некоторые внутренние и внешние факторы, оказывающие, с нашей точки зрения, наибольшее воздействие на эти процессы. Во-первых, власти слишком долго и упорно боролись с различными проявлениями светской оппозиции. В результате на вытоптанной поляне ничего, кроме радикального исламизма, не могло появиться. Тем паче, что эти силы монополизировали лозунги социальной справедливости.
Во-вторых, есть сильное разочарование и в Западе, и в России из-за отсутствия прогресса в нагорно-карабахском урегулировании. В-третьих, «арабская весна» усиливает общественную рефлексию по поводу места Азербайджана в мире. И не в последнюю очередь по поводу его многолетнего партнерства с Израилем. В-четвертых, серьезные трансформации внутри Турции. Та модель светского государства, которая воплощена в постсоветском Азербайджане, сильно напоминает (с определенными, конечно, поправками) кемалистскую Турцию. Эти параллели видны во многом. Даже в портретах Гейдара Алиева на центральных и отдаленных улицах и проспектах азербайджанских городов, выдержанных в стилистике а-ля Ататюрк.
Но сегодняшняя Турция, ведомая Партией справедливости и развития во главе с успешным премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом, проводит активную ревизию кемализма. Это, естественно, не тотальный отказ от светских принципов и не переписывание истории. Но, как минимум, серьезное переосмысление соотношения светских и религиозных компонентов во внутренней и внешней политике страны. Этот процесс не может оставить в стороне и Азербайджан.
Таким образом, «исламский вопрос» в Азербайджане представляет собой сложную совокупность различных внутриполитических и внешнеполитических процессов. Сегодня невозможно со стопроцентной точностью предсказать его развитие. Однако все более очевидно: религиозная тема, включая и ее радикальные версии, становится с годами серьезным фактором в Азербайджане, а также для всех его соседей, противников и союзников.