Чурчхела или аджинджух?

Можно не платить вовсе и начать производить товары, используя исконно абхазские названия. К примеру, вместо чурчхелы выпускать аджинджух

СУХУМИ--Грузинские власти собираются запатентовать товарные знаки 37 наименований национальных продуктов. Брендами грузинской кухни, в частности, станут чача, хачапури, чурчхела. В скором времени использование этих названий в других странах без разрешения правообладателя может стать незаконным. В Абхазии это решение Грузии вызвало серьезное беспокойство.

Между Грузией и Абхазией разгорается скандал. На этот раз гастрономический. Поводом стало решение Тбилиси оформить права на некоторые виды товаров. Речь идет о хачапури, сулугуни, чурчхеле и других традиционных кавказских кушаньях. Именно кавказских, а не национальных, как считают в Грузии. Эти продукты, например, пользуются популярностью и в Абхазии. Вот почему инициативу Тбилиси здесь восприняли крайне негативно.

«Нельзя регистрировать эти знаки, основываясь на том, что это элементы не только грузинской, но и абхазской национальной кухни», - считает патентный поверенный в Абхазии Наталья Кварацхелия.

Наталья Кварацхелия предлагает властям Абхазии поспешить. Грузинская сторона публично заявила, что собирается получить патенты на 37 видов товаров. Соответствующая заявка уже готова и в ближайшее время будет направлена во все страны мира. В России решение о присвоении бренда «Национальный продукт» принимает Роспатент. Минсельхоз и Госстандарт республики должны сыграть на опережение. Иначе использование таких названий, как «чача» или «сулугуни» для абхазских производителей окажется вне закона. «Нам нужно успеть. Я думаю, что, используя ту ситуацию, которая сложилась в отношениях Абхазии и России, можно выиграть этот спор», - говорит Наталья Кварацхелия.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Чурчхела или аджинджух?



Выпускать товары под маркой «Чача» или «Хачапури» абхазские производители смогут только при одном условии: если заплатят за использование чужого имени потенциальному правообладателю, то есть Грузии. Обычно бренд обходится в 20% от стоимости продукции. Если, к примеру, кружок сулугуни обойдется покупателю в 100 рублей, придется выложить еще 20, чтобы получить возможность производить этот сыр за пределами Грузии, например, в Абхазии.

«Получается, что наш абхазский производитель (да и российский тоже), выходя на этот рынок с тем же названием, за каждую выпущенную продукцию, выставленную на рынок, будет платить определенную плату, которую будет устанавливать правообладатель», - рассказывает Наталья Кварацхелия.

Можно не платить вовсе и начать производить товары, используя исконно абхазские названия. К примеру, вместо чурчхелы выпускать аджинджух. Точно такой же продукт, точно такая же рецептура. Но проблема в том, что чурчхела более раскрученное название. В России о том, что аджинджух приходится ей родным братом, никто не знает. Так что объяснять, что есть что, иностранным покупателям придется долго.

«Хачапури, который так все любят в России, – это лепешка с сыром. Мы можем назвать этот продукт ачашь. Да, понятно это было бы гораздо интересней, но это будет гораздо дороже, и очень долго придется раскручивать эти продукты на внешнем рынке», - говорит патентный поверенный в Абхазии.

Абхазские вина и минеральная вода «Кодор» - это единственные товары, которые получили официальную регистрацию в России. Совсем скоро собираются подать заявку на получение патента и производители абхазской аджики. Но это только капля в море. Абхазия богата своими брендами, и стоит это оформить юридически. В данном случае это должно стать заботой не только бизнеса, но и правительства.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия