Кто спровоцировал войну в Чечне?

Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске унесли тогда жизни сотен мирных людей

ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ--Как начиналась война в Чечне? События 12-летней давности, казалось бы, должны стать предметом истории, но на самом деле это не так. Множество вопросов, которые остались у российского общества к российским властям, не дают угаснуть интересу к событиям осени 1999 года. Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске унесли тогда жизни сотен мирных людей. Теракты были немедленно, еще до всякого расследования, приписаны чеченским сепаратистам и стали эмоциональным оправданием для первой войны в Чечне.

Между тем в сентябре 1999 года рязанской милиции при помощи жителей города удалось арестовать несколько человек, заложивших взрывчатку в подвал многоэтажного жилого дома в Рязани. Первые победные рапорты сменились невнятными отчетами об «учениях» после того, как обнаружилось, что арестованные террористы – сотрудники ФСБ.

С тех пор власти пытаются иногда что-то невразумительно возражать, а по большей части просто отмалчиваются, не имея возможности опровергнуть обвинения в причастности к терроризму. Ежегодно в Москве и других городах страны отмечается День недоверия – политические активисты, журналисты, правозащитники и жертвы терактов вспоминают минувшие события и пытаются переосмыслить роль тех, кто был к этим событиям причастен.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Кто спровоцировал войну в Чечне?



22 сентября в Сахаровском центре в Москве прошел «круглый стол», на котором обсуждались теракты 1999 года, события в Беслане и на Дубровке, говорилось о деле Магнитского и убийствах гражданских активистов. Недоверие к власти растет, вопросов становится все больше, а ответов на них по-прежнему нет.

Публицист Андрей Пионтковский предложил воссоздать общественную комиссию по расследованию обстоятельств взрывов домов осенью 1999 года. Он рассказал, что, по его сведениям, Борис Березовский готов дать такой комиссии показания по обстоятельствам начала чеченской войны, в частности, о переговорах по этому поводу между Владимиром Путиным и Мовлади Удуговым. Идею Пионтковского поддержал адвокат Михаил Трепашкин – бывший сотрудник госбезопасности, отсидевший четыре года за попытку расследовать обстоятельства взрыва дома осенью 1999 года на Гурьяновской улице в Москве.

Трагические события той осени стали прологом к затянувшейся катастрофе не только для Чечни, но и для самой России. На волне античеченской истерии к власти пришел Владимир Путин, ставший вскоре президентом и столкнувший Россию с демократического пути развития. Сегодня мы пожинаем плоды, в том числе и бездействия общества, не сумевшего адекватно отреагировать осенью 1999 года на свидетельства причастности руководства страны к террору против собственных граждан. Поэтому прояснение истины важно не только для историков. Это важно для настоящего и будущего России.