«Подвешенный» на вертикали

Инал Хашиг

Зная непредсказуемость Александра Анкваб, все ожидали, что при подборе нового главы правительства он обязательно выкинет какой-нибудь фортель. Интрига становилась тем более загадочной, что никаких «утечек» допущено не было. Ситуация для Абхазии нестандартная - здесь все привыкли, что любая государственная тайна сначала «обкатывается» на «Брехаловке», а потом становится всенародным достоянием.

Но выбор Анкваба оказался почти шокирующим именно в силу своей будничности. Леонид Лакербая, ставший главой правительства, в списке кандидатов занимал лидирующие позиции, но это с точки зрения обывательской логики, которой (так прикидывали абхазские интеллектуалы) новоизбранный президент, предпочитающий находить неожиданные ходы, должен был гнушаться. Поэтому кандидатура Лакербая экспертами в расчет просто не бралась.

Но когда его имя было названо, очень многие – и ваш покорный слуга в их числе – не споря, не удивляясь, согласились с тем, что это был единственно возможный выбор.

Как-то сразу стало ясно, что другой кандидатуры быть не могло. Лакербая – это, возможно, единственный человек, которому «застегнутый на все пуговицы» Анкваб всегда (если это определение вообще подходит для политики) сможет доверять. Он не «конъюнктурный» соратник, примкнувший к победителю из соображений карьерной выгоды. Лакербая еще во времена Владислава Ардзинба в начале 2000-ых создал оппозиционное движение «Айтайра». С его помощью удалось совершить невозможное - вернуть Александра Анкваб в орбиту абхазской политики, откуда последний был, казалось, навсегда и с позором изгнан. Но самое главное - Лакербая принес в жертву политическую карьеру и амбиции (если они были), чтобы его друг и соратник успешно пробился во власть, и согласился на роль обычного чиновника-технократа при Анкваб.

В результате, готовность теперь уже нового премьер-министра быть 2-м, 3-м или 4-м номером при старшем товарище становится идеальным сюжетообразующим элементом концепции «оптимизации» вертикали власти, выдвинутой Александром Анкваб. Как известно, президент намерен ликвидировать «дублирующие» должности в исполнительных органах ветви. В первую очередь это касается вице-президента и премьер-министра.

И Лакербая, и вице-президент Михаила Логуа, с их склонностью к самопожертвованию, без малейших сомнений возьмут на себя функции «ликвидаторов», зачищающих пространство для Александра Анкваб. Именно для этого, надо полагать, им и доверены должности, подлежащие упразднению.

Но процесс формирования жесткой вертикали таит в себе серьезные опасности для Александра Анкваб. Даже если «оптимизация» растянется на несколько лет, концентрация власти в одних руках в корне меняет отношение к ней обывателя. Раньше во всех бедах винили окружение, самого президента народ снисходительно считал обманутым. У такого подхода были серьезные основания. «Обсевшие» «трон» персонажи, как правило, являлись яркими фигурами – каждый с собственной историей заслуг перед Отечеством и, соответственно, претензиями на исключительность собственного вклада в деле становления абхазского государства. Естественно, все эти шумные пассионарии претендовали на блага, призванные компенсировать принесенные в жертву государственному строительству лучшие годы жизни и здоровье. Перечень «благ» был нескончаемым: земельные участки, недвижимость, невозвращаемые кредиты, доступ к казне, и т.д. Президент, если у общества возникали вопросы, обречённо разводил руками: «Я бы рад что-то сделать, но как быть с заслугами!?» Такая конструкция служила своего рода фильтром – коррупционная прослойка выполняла функцию «подушки», гасившей приступы народного гнева. В результате, власть обладала повышенной устойчивостью.

Теперь же, в стремлении обратить чиновничество в безликий, серый фон, Анкваб рано или поздно переведет все «стрелки» на себя. И тогда на президента ляжет ответственность за все – за отключение воды, отсутствие места для ребенка в детском саде, задержанную пенсию, хамство продавщицы в магазине, исключение сына из Университета... Список можно длить до бесконечности, мало ли проблем у абхазского обывателя!