Приговор Кочиеву

В повестке дня вопрос формулировался так: «О выражении недоверия председателю парламента Станиславу Кочиеву»

ЦХИНВАЛИ---Председатель парламента Республики Южная Осетия, лидер компартии Станислав Кочиев освобожден сегодня от занимаемой должности. Такое решение было принято депутатами на заседании законодательного органа.

В повестке дня вопрос формулировался так: «О выражении недоверия председателю парламента Станиславу Кочиеву». Журналистов запустили в зал, но депутаты сочли, что заседание следует закрыть, и попросили их выйти. Обсуждение шло за закрытыми дверями.

По его окончании состоялось тайное голосование. За захватывающим зрелищем – картиной, как парламентарии по одному заходят в комнату, где располагались урны, журналистам наблюдать позволили. Единственное, что в этой ситуации оставалось делать, - следить за выражением лиц: кто-то шел голосовать с улыбкой, другие старались не показать, что они думают и чувствуют, храня на лице отрешенное выражение.

На сегодняшнем заседании присутствовали 23 из 34 – кворум был набран. По окончании голосования вскрыли урну, все – и журналисты, и депутаты - сгрудились у дверей в напряженном ожидании. Через 15 минут после начала подсчета голосов первый заместитель председателя парламента Зураб Кочиев произнес: «Все, товарищи, пойдемте!»

Приговор Станиславу Кочиеву был вынесен в зале заседаний: 19 депутатов проголосовали за выражение недоверия, четыре - против.

После этого было объявлено, что в соответствии с Конституцией до внутрипарламентских выборов исполняющим обязанности главы законодательного органа становится его первый заместитель - Зураб Кокоев.

Нельзя сказать, что в атмосфере заседания ощущался драматизм, все прошло на удивление буднично. Это неудивительно: из коммунистов в зале присутствовал только один депутат - Гиви Гатикоев:

«Там никого не было из компартии. Я не знаю, в чем причина, но все знали, что будут освобождать Кочиева, поэтому и не пришли. Это мое личное мнение».

Вице-спикер парламента Южной Осетии Юрий Дзицойты, который еще во время выборов и победы Кочиева не скрывал, что был против его назначения, прокомментировал ситуацию так:

«Я попросил дежурных проинформировать фракцию коммунистов, хотя сегодня присутствовал только один человек от них. В известность поставили абсолютно всех. Станиславу Кочиеву позвонил первый заместитель и предупредил его. Нас слегка лихорадит, и, может быть, то, что происходит сегодня в республике, является частично недоработкой парламента».

Отставку председателя парламента обсуждали также и на улице:

«Все, что в последнее время у нас делается, - ненормально, вот мое личное мнение».

Преподаватель университета Салима Хугаева была удивлена таким решением:

«Он порядочный человек, надежный, патриот, последовательный. Он всегда отдает себе отчет в своих действиях».

«Эхо Кавказа»: А поведение депутатов парламента?

- Честно говоря, такое поведение меня шокировало. Я не считаю, что это разумно».

Мало кто сомневается в том, что нынешняя смена персоналий на руководящих постах связана с приближающимися президентскими выборами. Однако предсказать, кто падет следующей жертвой предвыборных баталий, не так просто. Местные политики – как представители власти, так и оппозиционеры – зачастую предпочитают действовать по наитию, в режиме импровизации, нежели исходя из составленного заранее плана.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Приговор Кочиеву



• • • • • • • • • • • • • •

В беседе с Муратом Гукемуховым Станислав Кочиев рассуждает о причинах своей сегодняшней отставки и о предвыборной ситуации в республике.

«Эхо Кавказа»: «Почему вас вообще избрали спикером? Компартия не является парламентским большинством, да и вы, по вашему собственному определению, являетесь представителем конструктивной оппозиции».

Станислав Кочиев: «Видимо, для того, чтобы объединить крайности, был выбран такой вариант. И мы (компартия) пошли на такой шаг, чтобы быть избранным в спикеры парламента, чтобы объединить всех, потому что у нас была одна цель – восстановление республики. Но чем ближе к президентским выборам, тем больше вырисовывались амбиции разных политических организаций, представленных в парламенте, и, видимо, они сочли необходимым убрать меня. Чтобы я не воспользовался теми ограниченными возможностями, которые предоставляет мне моя должность, для того, чтобы кому-то помешать идти во власть дальше».

«Эхо Кавказа»: «То есть вы хотите сказать, что провластное парламентское большинство было «сшито» искусственно, раздираемо внутренними противоречиями, и нужен был человек со стороны, чтобы сглаживать эти противоречия?

Станислав Кочиев: «Второй ваш вопрос более точен».

«Эхо Кавказа»: «А что случилось потом? Вы нарушили договоренности? До начала нашего интервью вы оговорились, что вопрос о вашей отставке был решен еще несколько месяцев назад».

Станислав Кочиев: «Мы с самого начала выступили против третьего срока президента. Я завил, что считаю, что не случайно мировым сообществом выработана практика двух сроков, поскольку иначе человек деградирует, и вместе с ним деградирует общество. И вместо того, чтобы служить государству, личность начинать служить своим интересам, своей семье. Об этом мы говорили неоднократно, и все это, видимо, стало неприемлемым в период выборов президента».

«Эхо Кавказа»: «Есть мнение, что в Южной Осетии операция «преемник» проходит по российскому сценарию. То есть, как и Владимир Путин, Эдуард Кокойты уходит с поста президента, но пытается закрепиться как центр политического влияния. Что вы об этом думаете?

Станислав Кочиев: «Здесь ситуация совершенно иная, потому что у него нет такого бешеного рейтинга, который имеет Путин. Идти по российскому сценарию, не имея этого фактора, очень опасно и опрометчиво. Поэтому выводы и действия наших властей бывают неадекватными и несоразмерными ситуации. Я полагаю, эту ситуацию надо выровнять. Вместо того чтобы наладить диалог со всеми слоями общества, наши власти идут на конфронтацию – это плохо и чревато очень серьезными последствиями для них».

«Эхо Кавказа»: «Среди причин вашей отставки называют еще одну: вы стали самостоятельно вести переговоры с оппозицией».

Станислав Кочиев: «Тут несколько факторов сыграли свою роль. Мы всегда считали, что надо договариваться со всеми силами в нашем обществе, потому что у нас другого человеческого материала нет. И все это должна была делать власть - исполнительная, прежде всего, и президент в том числе. Мы не раз говорили, что нельзя вступать в конфронтацию со всеми силами в обществе, надо всех приголубить и взять под свое крыло, надо понять, что все они - граждане Южной Осетии по факту своего рождения, а не по высшей воле кого-нибудь. Вот этого не хотели понять в некоторых кругах».

«Эхо Кавказа»: «Вы считаете, что сложившаяся в Южной Осетии ситуация может привести к гражданскому противостоянию?»

Станислав Кочиев: «Ну, это противостояние уже очевидно сейчас: много человек арестовано, фактически уже идет противостояние. Я думаю, исполнительная власть должна первой протянуть руку и решить эту проблему мирным путем, пока слишком далеко не зашло. Я считаю, если процессы пройдут точку невозврата, это приведет к очень плохим последствиям и обернется опасностью для всего государства. Это фактически ставит под сомнение признание независимости Южной Осетии и состоятельность нашего государства как самостоятельной, независимой страны».


Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия