Дураки на дорогах

Автомобильная авария в Ереване

Дураки и дороги - извечная российская проблема существует и в ингушском варианте. Каждые праздники десятки молодых людей погибают на дорогах республики. О причинах повышенной аварийности и дорожных проблем в Ингушетии в материале Магомеда Ториева.

Статистика погибших в авариях молодых парней в Ингушетии набирает обороты с каждым годом. «Железный конь», владельцем которого при советской власти могли стать немногие счастливчики, сегодня доступен почти каждой ингушской семье. Последние праздники окончания месяца Рамадан собрали обильную жатву: 20 погибших и более 60 пострадавших за три дня. Имамы в мечетях, учителя в школах, преподаватели в вузах из года в год призывают молодежь одуматься и прекратить устраивать на трассах республики «гонки со смертью» - бесполезно. И так каждый год: любой сколько-нибудь значительный праздник в Ингушетии не обходится без похорон.

В республике едва ли найдется сотня горцев, способных управиться с лошадью, зато фактически каждый подросток уверен в своей абсолютной власти над лошадиными силами, рвущимися на волю из железного нутра бензинового или дизельного коня. Любой наездник считает своим долгом превратить трассу, по которой он едет, в подобие смертельного аттракциона, чтобы померяться силами с такими же безмерно отважными джигитами, как и он сам. Двойной, тройной обгон, заныривание на полной скорости в узкое пространство между двумя мчащимися навстречу друг другу машинами и другие подобные забавы становятся способом продемонстрировать отвагу и виртуозное владение навыками управления полутора или двухтонной махиной, которая, как известно, не способна любить, но давит, не задумываясь.

Но самое страшное - это только вступающие в жизнь джигиты, оседлавшие огнедышащую повозку. Многие водители признаются, что испытывают настоящие «пятиминутки ненависти», когда видят пару упирающихся в лобовое стекло вытаращенных зрачков, едва выглядывающих из узкого пространства между рулем и тюбетейкой. Вопрос, куда смотрели родители, будет задан уже потом, когда сотрудники МЧС вырежут из груды покореженного металла маленькое искалеченное тело. В большинстве руль подросткам с гордостью вручают старшие и, провожая их в путь, который вполне может оказаться последним, стряхивают с лица слезу умиления: «Джамбулатик уже мужчина, видишь, как тронулся, - с пробуксовкой!»

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Дураки на дорогах



Юнец, ощущающий себя в этот момент как минимум младшим братом Шумахера, собирает по селу друзей, которым еще не пришла пора менять памперсы на нижнее белье. В салон забивается столько детишек, сколько едва ли поместится в ином рейсовом автобусе. Объехав посты ГИБДД, гонщики, наконец, выбираются на федеральную трассу. Ну а где еще любимая игра «Need for Speed» станет ожившей реальностью? Во время праздников количество тинейджеров на дорогах утраивается. Юные камикадзе стараются не уступать старшим товарищам в умении отключать мозги и устраивать гонки на выживание.

У многих возникнет вопрос: а что делает ингушское ГИБДД?! Сотрудники этой службы сейчас, естественно, переаттестованные и искоренившие в своей среде коррупцию, следующие букве закона, зарабатывают деньги. Ведь источник дохода от штрафов, пополняющих государеву казну, в республике практически неиссякаем. Помимо горячих джигитов, малолеток и пьяных за рулем, существует еще и категория водителей, купивших права. ГИБДД, естественно, не может мириться с аварийными ситуациями и потому ее работники вынуждены раз за разом штрафовать обладателя купленного удостоверения за нарушение неведомых ему правил дорожного движения. Правда, я не могу понять, почему при таких доходах сайт ГИБДД республики отключен за неуплату хостинга? Может быть, они все деньги, как Юрий Деточкин, перечисляют в детские дома?

Хотя было бы правильно перечислить все средства в дорожный фонд республики. Ведь большинство дорог внутри населенных пунктов Ингушетии не ремонтировались со времен гражданской войны, и это становится причиной значительного числа аварий. Ямы, которые после дождя превращаются в озера с непрочитываемым ландшафтом дна, отсутствие ливневых канализаций, ухабы и рытвины заставляют водителей демонстрировать чудеса акробатики в ущерб правилам дорожного движения.

Но предварительно надо приставить к каждому катку, грейдеру и асфальтоукладчику наряд ГИБДД, чтобы проследили за качеством работы наших, не способных украсть щепотку гравия, дорожников. Совсем недавно открыли второй раз за год дорогу от Назрани до Магаса. Первый раз качество покрытия напоминало поверхность луны. Блоггеры подняли шум в сети, и Юнус-Бек Евкуров был вынужден лично проверить уже сданную трассу. Дорожникам пришлось услышать немало лестных слов в свой адрес, и после этого они уложили асфальт заново – уже, как следует.

Надо полагать, что эти проблемы в Ингушетии можно решить, не изобретая колесо: надо просто следовать закону. Неусыпный контроль на дорогах и суровое наказание для слабоумных родителей, доверяющих автомобили детям, привели бы ситуацию в порядок буквально за считанные месяцы. Дорожники, будучи уверены, что работа тяп-ляп не пройдет, начали бы сдавать, если уж и не немецкие автобаны, то хотя бы дороги, по качеству не уступающие некоторым трассам федерального значения.

А пока, как говорил герой фильма «В бой идут одни старики» командир эскадрильи Титоренко: «В бою верти головой на все 360 градусов, раскроешь варежку - сожрут бубновые...» В Ингушетии за рулем тоже надо вертеть головой на все 360 градусов, чтобы не стать жертвой доморощенного «бубнового» аса.