Родственники по дури

Кети Кантария

Знаете, мы удивительным образом похожи на Россию, от которой в ужасе воротимся. Иррациональность мышления, особенно его военно-патриотический элемент, зашкаливает, из-под ряс выглядывают кирзовые сапоги (в Грузии, слава Богу, только фигурально), правители меряются друг с дружкой (как и с собственными гражданами) мускулами, охотно обнажая грудь разной степени пристойности. Теперь уже одна на две страны проблема - кто из нынешних руководителей сумеет дольше задержаться у власти. Если все это собрать воедино, то нелегко увернуться от правды: наши страны составляют единый регион, сходясь в дурной бесшабашности, а уж по части неточности мышления Грузия и Россия - вообще астральные близнецы. Отсылаю к максиме одного из наших философов: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно!» И если, действительно, мы ближайшие родственники по части дури в головах, то и у здравых людей обязательно должен возникнуть такой же параллелизм в интересах. Вместе лечиться, а самое главное учиться – с одной стороны индивидуализму, чувству персональной ответственности за собственную судьбу (именно оно позволяет человеку осознавать себя таковым за пределами толпы и не становиться игрушкой обстоятельств), с другой - умению ощущать себя частью общества, гражданином, который готов поносить власть не только на собственной кухне, но и участвовать в коллективном гражданском протесте.

«Говорят, что Британская Империя велика и всемогуща. Мы не верим, что за каждым человеком может подняться такой прилив, на котором Британская Империя всплывет, как щепка». Вот опять этот Торо, который отказался платить налоги государству, участвовал в войне в Мексике, был тюремным узником. Его отрешенность от официальной религии стала фундаментом толстовства, идея гражданского неповиновения породила Ганди. Тот, кто черпал мудрость в святых текстах Индии, вернул ей оружие, с помощью которого страна выпроводила колонизаторов. Когда Ганди голодал, чтоб остановить кровопролитие, бывшие враги стали дарить друг другу гирлянды в знак примирения. Тут, я знаю, вы смеетесь – «Кто ж за нас, дурных, поголодает? А главное, каким же авторитетом надобно обладать, чтоб не сгинуть с голоду незамеченным (как некий грузинский врач, совершивший самосожжение в знак протеста против полыхающей гражданской войны. Не поняли, посчитали человеком впечатлительным)!» Даже идеи такой нет. Грузины скорбят по жертвам Сухуми, абхазы – празднуют освобождение Сухума. Но дело, увы, в том, что с нашим мышлением каждый из нас и через полвека будет тянуть одеяло на себя, еще долго мы не сумеем найти объединяющую и искупительную идею, лишив ее элементов крови, мести, исключив взаимные обиды, чтобы не повторить ошибки прошлого.

А ведь такая идея была и есть, это - единый Кавказ. Был и авторитет, которому верили и следовали. О Кунте Хаджи – духовном учителе, который в разгар Большой кавказской войны призывал оставить вооруженную борьбу с чуждой властью и сосредоточиться на борьбе внутренней, в учебниках российской истории не прочтешь. Потому что образ «злого чечена» может изрядно потускнеть, если окажется, что первый на Кавказе пацифист – мусульманин, хуже - чеченец.

Более чем вековое молчание о Кунта Хаджи подтверждает подозрение: Российская Империя считала, что настоящую опасность для нее представляет не имам Шамиль, а Кунта Хаджи. Шамиль – дело житейское, ему есть что противопоставить - пушечное мясо собственных подданных, благо этого добра навалом. А Кунта Хаджи и удивительная внутренняя сила его была непонятна, а потому вызывала страх. Первого империя все же почтила, позволив умереть в святом для мусульманина городе, второго – сгноила заживо на каторжных работах.

Задуматься бы, что бы это значило, и какие нам всем делать выводы, чтоб дьявол не играл нами больше.