Честные опросы?

Вчера югоосетинская неправительственная организация Медиа-центр «Ир» опубликовала результаты социологического опроса, в котором попыталась отразить настроения избирателей за 19 дней до выборов

ЦХИНВАЛИ---Чем меньше остается до президентских выборов, тем чаще в СМИ республики Южная Осетия можно встретить результаты опроса общественного мнения о том, за кого избиратели отдали бы свой голос. Можно ли доверять подобным исследованиям?

Вчера югоосетинская неправительственная организация Медиа-центр «Ир» опубликовала результаты социологического опроса, в котором попыталась отразить настроения избирателей за 19 дней до выборов президента республики. По итогам опроса лидирует Анатолий Бибилов, за которого было отдано 44% голосов. Затем идут Вадим Цховребов и Дмитрий Тасоев, у них по 38% и 28% соответственно. Результаты этого опроса сегодня раскритиковало информационное агентство «Осинформ», назвав опрос «заказным». «Обреченные кандидаты во главе с Бибиловым группируются и уговаривают друг друга объединиться против сильного кандидата Кабисова», - утверждает «Осинформ».

Дело в том, что этот информационный ресурс чуть раньше провел собственный опрос. По версии «Осинформа», больше всех голосов собрал Георгий Кабисов, за которого проголосовали бы 23% опрошенных, тогда как, по данным «Ира», у него всего 13 процентов. Второе место делят Мераб Чигоев и Анатолий Бибилов - у них по 13,72% голосов.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Честные опросы?



На сайте «Осинформ» обратили внимание на то, что сумма процентов у всех кандидатов в опросе Медиа-центра «Ир» - 243, а не 100, как этого требуют элементарные правила арифметики. Сотрудница Медиа-центра «Ир» Лана Парастаева объяснила это тем, что респондентов просили назвать по три кандидата, а не по одному. Вот это и запутало многих читателей. Просьба сотрудников Медиа-центра «Ир» базировалась на законе республики о выборах президента, согласно которому во второй тур выборов, если не окажется явного лидера, должны выйти три кандидата, набравшие наибольшее количество голосов:

«Поэтому мы и остановились на трех, а не на пяти или десяти вариантах. Некорректно спрашивать у людей, за кого они собираются голосовать. Мы же проводили опросы не в предвыборных штабах кандидатов и спрашивали не тех, кто заинтересован в победе того или иного кандидата, а проводили опрос среди простых жителей Цхинвала».

Президент Медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева подчеркивает, что это журналистский опрос, а не социологическое исследование. Необходимость его проведения продиктована отсутствием в республике институтов, занимающихся серьезными социологическими исследованиями. Ирина Гаглоева недоумевает по поводу такой болезненной реакции на сайте агентства «Осинформ»:

«Мы провели соцопрос по рейтингу кандидатов, и неожиданно для себя стали жертвой математического невежества государственного информационного ресурса. Совершенно ни о чем конкретном этот соцопрос, в общем-то, не говорит, кроме того, что 100 человек знают, кто такой Бибилов, знают, кого он представляет, и предполагают его в предвыборной гонке».

В республике шутят, что каждый уважающий себя кандидат в президенты уже имеет собственный социологический опрос, по итогам которого он, конечно, лидирует. Так, вчера вышел второй номер предвыборной газеты Анатолия Бибилова «Осетинский прорыв», где также опубликованы результаты соцопроса. Согласно этим результатам, у Анатолия Бибилова 33,4% голосов.

Разнобой в результатах – главная причина недоверия к этим опросам еще одного кандидата, Алана Плиева:

«Несколько опросов, которые проводились в Южной Осетии, показывают диаметрально-противоположные итоги. И уже вызывает сомнение в честности этих опросов. Каждый кандидат при нормальном проведении опросов общественного мнения будет определяться для себя по их итогам. Поэтому объективность таких начинаний очень важна».

Какое влияние окажут результаты таких опросов на общественное мнение, сказать трудно. Ясно одно: кандидаты пока придают им не меньше значения, чем количеству голосов уже на самих выборах.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия