В гостях или дома?

Владикавказ

ВЛАДИКАВКАЗ---Эксперты утверждают, что десятки тысяч жителей Южной Осетии, покинувших республику в последние двадцать лет, по-прежнему не спешат возвращаться обратно. Многие из них обустроились на территории Северной Осетии.

Несмотря на признание Москвой независимости Южной Осетии и ввод многочисленного воинского контингента на территорию республики, многие ее бывшие жители окончательно осели на Северном Кавказе, преимущественно в Северной Осетии. Власти этой республики неоднократно призывали выходцев из Южной Осетии вернуться домой, чтобы активно участвовать в процессе восстановления региона. Историк и общественный деятель Петр Козаев считает, что подобные голословные призывы результата не дают. Власти Южной Осетии, по его мнению, не создали элементарных условий для возвращения людей:

«Такими методами не вернуть людей, они лучше уедут за рубеж, чем вернутся в Южную Осетию. И пускай в Южной Осетии живет Кокойты и те, кто его в Северной Осетии очень любит, начиная с руководства и кончая теми обывателями, которые болтают о «базарных южных осетинах». Если мы говорим о базаре, давайте посмотрим, сколько там торгует азербайджанцев, дагестанцев, чеченцев. И едва ли там южные осетины составляют абсолютное большинство, как об этом любят говорить во Владикавказе».

Петр Козаев предлагает взглянуть на проблему заселения Южной Осетии через призму общенациональных интересов:

«Давайте не будем говорить, что Южная Осетия - это территория только нескольких десятков тысяч человек, переселившихся в Северную Осетию, и что якобы им необходимо вернуться домой. Территория Южной Осетии - это территория всего осетинского народа, и любые осетины должны туда ехать и восстанавливать Осетию. Но сегодня там жизнь ненормальная, она, откровенно говоря, кошмарная, и людям там жить невозможно. Создается атмосфера политического преследования».

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

В гостях или дома?



Об актуальности проблемы возвращения в Южную Осетию ее бывших жителей я поговорила с прохожими на владикавказских улицах. Залина процесс возможного возвращения назвала трудным:

«Если бы им там хорошо жилось, они бы здесь не стояли. Если бы им там было спокойно, вольготно… Северная Осетия тоже очень маленькая республика, но если мы так хорошо принимаем гостей, то зачем им уезжать…

- Вы полагаете, что южные осетины в Северной Осетии все-таки гости?

- В Южной Осетии я тоже буду в гостях. В Северной Осетии я дома. Вернуть их на родину можно, создав все условия для жизни, улучшив систему обслуживания, здравоохранения, образования. Это будет оптимальным решением проблемы».

Власти Южной Осетии часто говорят, что готовы принять у себя беженцев-осетин из внутренних районов Грузии. Возможно, этим людям было бы выгодно переселиться в Южную Осетию. Паате Харебову 44 года. Он покинул Кутаиси во время осетино-грузинского конфликта начала 90-х годов прошлого века. В Северной Осетии у него есть работа, но домом обзавестись не смог. Он сказал, что согласился бы переехать на жительство в Южную Осетию, но столкнулся с формальным к себе отношением со стороны властей.

«В период проведения референдума в 2006 году я жил в Северной Осетии. Хотел принять участие в голосовании, но представители администрации Кокойты отказали мне в выдаче югоосетинского паспорта на том основании, что я беженец из внутренних районов Грузии и не имею отношения к Южной Осетии. Но, несмотря на это, я бы переехал в Южную Осетию».

О том, что жизнь в Южной Осетии не такая уж и невыносимая, мне говорили многие ее нынешние жители. Конечно, проблем здесь гораздо больше, чем в Северной Осетии, но и решать их надо южным осетинам самим, не надеясь на приезжих из России специалистов.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия