Бидзина Иванишвили – реальная альтернатива

Тенгиз Аблотия

Богатейший человек Грузии, магнат-меценат Бидзина Иванишвили, уже ровно месяц в политике. Конечно, по идее, это слишком малый срок для того, чтобы делать какие-либо выводы, но не в данном случае – капитал в 5 млрд. долларов и воистину слепое обожание, с которым относится к олигарху немалая часть населения страны, позволяют сделать исключение. В качестве причины поразмышлять над феноменом Иванишвили я хотел бы использовать его скандальную пресс-конференцию, которая прошла неделю назад, но все еще является одной из основных тем дискуссий, как в СМИ, так и в социальных сетях.

Первое, что можно сказать – честно говоря, я так и не сумел понять, почему этот человек в течение 20 лет хранил молчание. У Бидзины Иванишвили нет никаких причин для комплексов, порождающих социофобию – у него все в порядке с дикцией, он достойно держится на публике, не хлопаясь в обморок при виде микрофонов, он хорошо держит удар, не срываясь в истерику из-за неприятных вопросов. В общем, вполне себе нормальный мужик. Да, конечно, не Джонни Депп, но если б все, кто не Джонни Депп, маниакально избегали бы публичности, то медийные площадки всего мира накрыла бы глубокая тишина.

С другой стороны выяснилось, что, как и следовало ожидать, Бидзина не слишком годится на роль Мессии. Во многом я не согласен со скептическими оценками многих журналистов и экспертов, симпатизирующих правительству – «он не сказал ничего нового», «в его словах мало конкретики», и т.д. Ну да, это же выступление политика, а не философа, экономиста или физика! Много ли было конкретики в речах Саакашвили осенью 2003 года? И вообще, что это за страсть к «программам»? Общеизвестно, что написанные высоколобыми экспертами программы редко бывают в полной мере приложимы к реальной жизни – вам напишут 10 совершенно исключительных программ, но, придя к власти, вы поймете, что нужна 11-я. И все же, соглашусь: во время пресс-конференции Бидзина был спокоен, уравновешен, но неконкретен – слишком неконкретен даже для очень легковесной грузинской политики.

«Надо улучшать отношения с Россией» - кто бы спорил, но на вопрос «как?» магнат честно ответил: «Пока не знаю». «Надо найти точки соприкосновения с Россией» - ура, наконец-то рецепт найден, остается только выяснить, где эти самые злосчастные точки находятся, и существуют ли они вообще.

В то же время месяц, прошедший после прихода Иванишвили в политику, показал, что власть, в последние годы не имевшая здравомыслящих и серьезных конкурентов, потеряла хватку и адекватность в оценке реальности. Пропаганда, основанная на нескольких магических формулах, таких как: «Путин», «Кремль», еще раз «Путин» и еще раз «Кремль», как выяснилось, в данном случае явно не сработала. Она была действенной, когда у власти были соответствующие противники – к примеру, Бурджанадзе, которая, во-первых, открыто флиртовала с Кремлем, во-вторых, оказалась явно неподготовленной для роли большей, нежели роль свадебной генеральши в грузинской политике.

Однако с Бидзиной совсем другое дело. Последняя пресс-конференция была на самом деле первым открытым единоборством Иванишвили с властями, и завершилась схватка его оглушительной победой. И не стоит сваливать все на некомпетентность проправительственных журналистов. Дефицит компетентности проявили и те, кто их готовил. Только некомпетентностью можно объяснить надежду на то, что мартышки, подвизающиеся в проправительственных СМИ, смогут смутить, вывести из равновесия и превратить в базарную бабу человека, прошедшего сквозь огонь, воду и медные трубы крупного российского бизнеса 90-х годов. Кукловодам казалось, что стоит вложить в уста тявкающей своры несколько идиотских вопросов, типа - «А что вы пообещали Путину?», «А правда что вы уволили главного редактора вашей телекомпании за сюжет, который не понравился Путину?», «Считаете ли вы себя последней надеждой Путина?» - и он забьется в истерике, продемонстрировав обожателям свою жалкую сущность.

Что же, откровенное и почти смехотворное фиаско должно показать властям – это вам не Гречиха-Бурджаниха. Этот противник намного серьезнее и бороться с ним нужно по-новому, проявив смекалку, уйдя от уже окончательно загаженных клише. Сможет ли команда Саакашвили перестроиться – большой вопрос.

Впрочем, им может помочь и сам Иванишвили – в частности, он уже допустил две ошибки.

Первая – это заявление о том, что войну в августе начала Грузия. Именно «начала» - а не «дала неадекватный ответ, поддавшись на провокацию», и т.д. На мой взгляд, это прямой подлог – очевидно, что даже в докладе Тальявини нет такой однозначной оценки, и власти Грузии обвиняются скорее в несоразмерной реакции на уже ведущиеся боевые действия в регионе. РЕАКЦИЯ, даже самая неправильная, это всего лишь РЕАКЦИЯ, а НАЧАЛО ВОЙНЫ – нечто абсолютно иное. Иванишвили должен был бы это понимать, но он сказал то, что сказал, использовав тему войны в качестве аргумента во внутриполитической борьбе – что не слишком его красит.

Вторая – это заявление о том, что он будет сотрудничать с окончательно и бесповоротно дискредитированной Бурджанадзе. Честно говоря, никак не пойму, зачем это ему надо, но факт, что эти его слова немедленно превратились в очередной аргумент в пользу правительственной версии о «российском следе» в деятельности миллиардера. Таким образом, властям удалось хотя бы частично компенсировать оглушительное поражение, которое они потерпели на пресс-конференции.

В общем, очевидно, что в лице Бидзины Иванишвили и его команды, в Грузии складывается альтернативный центр политической силы – сомнительно, чтоб он смог полностью сменить власть, но получить большое, почти что решающее влияние в парламенте – вполне.

Таким образом, грузинскую политику ожидают нешуточные баталии. 2012 год обещает быть веселым…