Артистериум 2011. Свободный полет

В течение десяти дней более 80 мастеров из разных стран Европы и Азии участвуют в тематических дискуссиях, мастер-классах и, главное, выставляют свои работы, тема которых в этом году – «Свободное падение»

ТБИЛИСИ---В Тбилиси проходит четвертая международная выставка современного искусства «Артистериум», организованная при поддержке Министерства культуры и охраны памятников Грузии и посольства США. В течение десяти дней более 80 мастеров из разных стран Европы и Азии участвуют в тематических дискуссиях, мастер-классах и, главное, выставляют свои работы, тема которых в этом году – «Свободное падение».

В рамках выставки, которая проходит в Национальном музее и «Караван-сарае» («Карвасла»), современные художники и фотографы превращают свободное падение в полет, снабжают его деталями и находят искусство там, где другие видят лишь мусор, еду, предмет, старую выцветшую бумагу или кусок глины. Перформансы, видеофильмы, инсталляции... Люди и маски, старые советские документы, в том числе сталинского периода, вывешенные на стене, иногда с ненавязчиво приклеенным крестиком или листком дерева; черно-белое подобие иконы без главных атрибутов с броском на белый фон черной туши; флаги, фотографии и рисунки с надписями, например, такой:

«Государство стремится к одному, индивид стремится к двум» – все это и многое другое сразу дают двойной, тройной смысловой пласт, и грань художественности размывается, пересекаясь то с областью слова, то со сферой кино, то с гражданской тональностью... Безусловно, не все одинаково талантливо и самобытно, но, как известно, все самое интересное рождается именно на стыке жанров.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Инна Кулишова



Лика Мамацашвили, менеджер выставочных залов Музея истории Тбилиси, рассказала, что «Артистериум» всегда начинался в их музее:

«Исключение мы сделали в этом году, так как была очень большая программа: мы пригласили кавказцев со всего Кавказа, и нам пришлось позднее включиться. Но могу сказать, что самые хорошие выставки все-таки у нас. Вообще, я горжусь этой интернациональной выставкой. Это не фестиваль, а интернациональная выставка современного искусства. Почему всегда был акцент на нашем музее – с 1986 года, в советское время, наш музей был единственным, который представлял современное искусство. Мы всегда поддерживали это искусство, и я надеюсь, что пока мы будем существовать, будем поддерживать современное искусство. Конечно, я очень люблю и старое, и это не значит, что мы только современному уделяем внимание».

Для литовского художника Мариуса Абрамавичуса главное – свободный полет, а не свободное падение, в его работах – только женщины:

«Это свободная женщина, закрытая женщина, вольная, и что для нее есть свобода. А ворота наверху – как бы выход из этой ситуации. Можно медитировать, работы очень многослойные. Можно смотреть минуту, можно час и день, и увидеть еще что-нибудь новое. Я второй раз в "Артистериуме" и пятнадцатый раз вообще в Грузии. Я недавно написал книгу о Грузии "Записки путешественника" на литовском языке. Приезжать я приезжаю и просто, и встретиться с интересными людьми, художниками, организаторами... Вообще, сама ситуация интересная. Я рад за эту ситуацию, это все вдохновляет».

Известный грузинский фотограф Гурам Цибахашвили вместе с небольшой группой представил тему «Body memory» - «Память тела»:

«Мы решили сначала сделать журнал, и сделали, но потом решили выставить это на "Артистериуме": разобрали журнал и повесили на стенах. Пять авторов: я, Тинатин Кигурадзе, Анна Лорткипанидзе, Ира Курмаева и Саба Шенгелия. Получилась такая мини-выставка на большой выставке. Такие праздники проводятся в лучших странах мира. Я рад, что в Тбилиси тоже проводится такой праздник, и это очень важно для грузинских художников, для западных художников, это сближает людей друг с другом. Мне нравится, что существует такая сеть, которая связывает. Это как Интернет: здесь одно что-то встретишь, потом другое, это интересно. Я встретился с авторами, с которыми виделся на выставках в других странах, и еще с другими авторами здесь познакомился, это уже интересно, приятно. Я думаю, что встречи продолжатся. Эти связи очень важны для современного искусства, это дает "Артистериум"».

Поэт Коте Кубанеишвили задержался у расположенных на полу цветов из пластмассовых бутылок:

«Из выброшенных бутылок, из чего-то человек, ему не лень, сел и сделал красивую вещь. Как Параджанов. Есть потребность у человека – сделать красивое. Когда засилье чего-то уродливого, инстинктивно отвечает на это искусством. Это и есть искусство для выживания в такой среде».