«Готов порвать любого во втором туре»

Надо полагать, что второй тур будет куда более интересным

ПРАГА--ЦХИНВАЛИ--Наш корреспондент Гана Яновская сейчас дозвонилась к нам в студию из Цхинвали. Она побывала на одном из избирательных участков в столице республики.

Олег Кусов: Гана, что вы там видели, как идет процесс подсчета голосов?

Гана Яновская: На момент, когда я была на избирательном участке, открыли несколько дополнительных ящиков. Это были ящики из больницы, из СИЗО, а также еще один дополнительный ящик. И по подсчетам лидировали Джиоева и Бибилов. Цховребов, Кабисов и Котаев были на третьем месте.

Олег Кусов: Лидировали сразу два кандидата?

Гана Яновская: Сразу два. Даже в какой-то момент Алла Джиоева набирала больше голосов во время подсчета бюллетеней.

Олег Кусов: Продолжим эту тему. Гана сказала о том, что одним из лидеров на этом участке был Анатолий Бибилов. Наш корреспондент Зарина Санакоева как раз побывала в его штабе. Она сейчас тоже на прямой телефонной связи. Зарина, расскажите, пожалуйста, что там происходит? Неужели соратники Анатолия Бибилова уже празднуют победу?

Зарина Санакоева: Сказать, что там царит приподнятое настроение, не могу. Очень напряженная рабочая обстановка наблюдается в штабе. Сам Анатолий Бибилов сидит вместе со своими соратниками, с сотрудниками своей информационной службы, и наблюдает за поступающей информацией. А поступающая информация у них следующая: по их данным с четырех участков, Анатолий Бибилов набирает 46 процентов голосов. На втором месте Алла Джиоева с 16 процентами голосов.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

«Готов порвать любого во втором туре»



Олег Кусов: Зарина, что говорят о возможности второго тура выборов соратники Анатолия Бибилова, или, может быть, он сам что-то об этом сказал?

Зарина Санакоева: О втором туре они говорить не захотели, отметили лишь то, что надо дождаться результатов сегодняшних выборов, и уже потом можно будет говорить о втором туре.

Олег Кусов: Когда вы общались с соратниками Бибилова, вы чувствовали, что находитесь в штабе главного ставленника Москвы, или все-таки они скромно себя ведут?

Зарина Санакоева: Нет, они ведут себя скромно, не то чтобы скромно, а очень напряженно и серьезно, я бы сказала. Разве что раздаются уже звонки соратников Бибилова, которые с улицы звонят и поздравляют друг друга с победой. А в кабинете вокруг Анатолия Бибилова таких настроений нет.

Олег Кусов: Зарина, вы жительница Цхинвали, вы хорошо знаете своих сограждан, в том числе наверняка видели Бибилова раньше в деле. На ваш взгляд, это все-таки политик или чиновник, из которого на наших глазах сейчас делают политика? Как вы оцените его?

Зарина Санакоева: Мой ответ однозначный – он именно чиновник, из которого пытаются сделать политика. Что из этого получится? Посмотрим.

Олег Кусов: Да, посмотрим, тем более что процесс подсчета голосов продолжается. За этим процессом следят также и в других избирательных штабах. Например, наш корреспондент Мурат Гукемухов побывал в штабе Вадима Цховребова, которого тоже называют одним из популярных претендентов на пост президента. Мурат, что вы наблюдали в штабе Вадима Цховребова?

Мурат Гукемухов: Я только что пришел из штаба Вадима Цховребова. Надо сказать, я побывал сегодня там и днем. В штабе очень напряженная пора, такое ощущение, что плотность воздуха увеличилась по сравнению с сегодняшним утром. Люди очень немногословны, все в тревожном ожидании. Мужчины стали курить в здании штаба, и женщины больше не делают им замечания. Внимание людей приковано к телефону, на который поступают отчеты наблюдателей с избирательных участков. Я покинул штаб буквально пятнадцать минут назад, на это время из 83 участков республики поступила информация с 11. По предварительным данным с этих участков, Цховребов сейчас находится на третьем месте после Анатолия Бибилова и Аллы Джиоевой. Но это очень небольшие периферийные участки, в основном в горных деревнях, где количество избирателей редко превышает сотню. Это результаты с таких территорий, где проживают, в общем-то, очень «фонозависимые» люди, и поэтому в штабе не теряют надежды, они считают, что все решится в городах Цхинвал и Джава, где проживает наибольшее количество избирателей Южной Осетии. Я спрашивал, имеются ли у них жалобы на нарушения, обжаловал ли избирательный штаб действие участковых комиссий, выявили ли они какие-то серьезные нарушения на участках, но они говорят, что какие-то нарушения были замечены, но насколько эти нарушения были масштабны, насколько они способны повлиять на исход голосования, в избирательном штабе Вадима Цховребова пока не могут ответить. Отчасти это зависит от того, что нет нормальных информационных коммуникаций в республике, очень трудно сейчас дозваниваться по мобильным телефонам.

Олег Кусов: Я хотел бы вернуться к вашей мысли о тех самых отдаленных участках. По опыту предвыборной кампании я, например, знаю, что именно закрытые участки способны дать пропорциональную картину выборов – как там голосуют, в принципе, так же голосуют и везде. Ну, посмотрим, что будет впереди. А я вас хочу спросить вот о чем: Вадим Цховребов, его соратники на что надеются? На победу, на третье место?

Мурат Гукемухов: Сейчас задача номер один – выйти во второй тур. Если ему это удастся, по его собственным словам, он «готов порвать любого во втором туре». Понятно, что первую позицию, и это признают практически все, и, скорее всего, это неизбежно, займет Анатолий Бибилов. Но идущий вслед за ним кандидат претендует на все протестные голоса в республике. И не только протестные, но даже и от кандидатов от власти, которые не смогут выйти во второй тур. То есть Цхоребов считает, что способен объединить все голоса, если ему удастся перешагнуть через первый тур голосования.

Олег Кусов: Я столкнулся с таким мнением экспертов: одни относят Цховребова к оппозиции, а другие - к ставленникам Эдуарда Кокойты. Как вы его воспринимаете?

Мурат Гукемухов: Сейчас совершенно очевидно, что он независимый кандидат, и получает он удары и с той, и с этой стороны. То, что он не является кандидатом от власти, доказывает хотя бы тот факт, что его бизнес подвергается очень серьезному давлению со стороны властей. На его производстве, хлебобулочном комбинате, идут проверки. Против него довольно гневно выступил президент республики Эдуард Кокойты. Не секрет, что Вадима Цховребова за глаза называют «булочкой» в связи с тем, что он является директором хлебобулочного комбината. И президент сказал: как бы эта «булочка» не превратилась в дырку от бублика. Потому даже те избиратели и кандидаты, которые сомневались по поводу того, что, может быть, он является каким-то подставным кандидатом от Эдуарда Кокойты, сейчас, в общем-то, убедились в том, что эти подозрения были беспочвенны.

Олег Кусов: Спасибо, Мурат. А у нас на линии прямого эфира главный редактор радио «Эхо Кавказа» Андрей Бабицкий, который тоже находится в Цхинвали в самом эпицентре событий, и нам очень интересно узнать его мнение по поводу этих выборов. Андрей, очень много экспертов говорят о возможном втором туре. Как вы считает, возможен ли он?

Андрей Бабицкий: Мне кажется, что второй тур фактически предрешен. Да, то, что у Бибилова 46%, я думаю, эта цифра реальная, отражающая действительный интерес избирателя к этой фигуре. Как мы знаем, два человека по закону выйдут во второй тур, и, по всей вероятности, борьба развернется между Бибиловым и, на мой взгляд, Аллой Джиоевой, которая прочно занимает второе место. Я, кстати, хочу сказать, что только что мне звонил наш корреспондент Алан Парастаев, он был в штабе Аллы Джиоевой, он говорит, что там пока не празднуют победу, наоборот, почему-то журналистов попросили удалиться, никак не комментируют поступающие сведения. Есть еще данные экзитполов, согласно которым у Аллы Джиоевой второе место. И вот ни данные экзитполов, ни первые сведения, что она идет сразу за Анатолием Бибиловым, в штабе не комментируют. Так что понять, какие там настроения, довольно сложно. Надо полагать, что второй тур будет куда более интересным, а главное, прозрачным, потому что будет, в общем, уже понятно, как делят между собой избирателя те кандидаты, которые выйдут во второй тур. Собственно, понятно, что Джиоева соберет голоса оппозиционеров, которым сейчас придется ее поддерживать. Бибилов же соберет голоса людей, лояльных к власти и воспринимающих Бибилова, если не как самостоятельную фигуру, то, по крайней мере, как политика, который сможет переломить ход событий, который был продиктован предыдущей властью.

Олег Кусов: Андрей, в наших беседах мы как-то упустили кандидата Георгия Кабисова, которого называли все чуть ли не главным ставленником Эдуарда Кокойты. Он не присутствует даже в экзитполах, которые я сейчас читаю. Его кампания провалена?

Андрей Бабицкий: Похоже на то. Знаете, очень сложно понять закулисы этой избирательной кампании, понять, кто кого на самом деле поддерживает. Здесь ходит очень много слухов об этом. Есть наиболее популярная версия, я могу ее изложить. Я просто не знаю, насколько она достоверная и зиждется на реальных основаниях. Утверждается, что Бибилов – это в большей степени выбор Москвы, который фактически навязан был Эдуарду Кокойты, его заставили согласиться с этим. Бибилов выдвигался и от партии Кокойты, и сам Кокойты должен был указать на него, как на своего преемника. Но Кокойты, как утверждают, не доверяет Бибилову, потому что, полагают, Бибилов превратится очень быстро в самостоятельного политика и попытается дистанцироваться от Кокойты из-за свершений, которые за ним числятся. Что касается Кабисова, то его считали более послушным, покорным воле Кокойты кандидатом. И хотя Кокойты публично не поддерживал Кабисова, но, как утверждают, административный ресурс использовался для того, чтобы помочь ему во время предвыборной кампании. Я, честно говоря, никаких особенных действий со стороны власти в поддержку Кабисова не вижу, но есть такая версия, мы не можем сказать, что на сто процентов соответствует реальности.

Олег Кусов: Как, на ваш взгляд, показала себя оппозиция на выборах?

Андрей Бабицкий: Мне кажется, что оппозиция на югоосетинских выборах показала, что ее фактически не существует, что это явление, которое при каждом удобном случае распадается на тысячу мелких осколков, и никаким магнитом собрать их воедино никому не удается. В общем и целом для оппозиции эта кампания провальная, потому что они запутали избирателя, они продемонстрировали свое неумение договариваться друг с другом, они продемонстрировали амбиции войти во власть, но не разделить эту власть, или помочь одному из кандидатов, которого они бы выбрали вместе, стать достойным соперником кандидата от власти. Поэтому я предполагаю, что оппозиция на этих выборах не состоялась. И сложно сказать, состоится ли вообще. Мне кажется, что ей долго будут припоминать эту избирательную кампанию как пример фантастического провала.