ТБИЛИСИ---В Национальном музее Грузии состоялась презентация книги Мераба Мамардашвили «Топология сознания», которую выпустил Центр стратегических исследований Грузии.
Мамардашвили был философом для отдельного человека, и только отделившись от толпы, привыкшей находить виновного и искать спасения где-то вовне, а не внутри себя, и, по словам Мераба, «впав в состояние сознания», можно услышать мысли философа, принять ту свободу и единственность судьбы, которую он мужественно и стойко сумел выстрадать в течение всей своей жизни.
Директор Центра стратегических исследований Натела Сахокия рассказывает, что книга, вышедшая в этом году, посвящена 80-летию со дня рождения философа:
- Неофициально наш центр мы считаем центром имени Мераба Мамардашвили, у нас везде висят его чудные портреты. Мы считаем, что в Грузии не на должном уровне отметили эту дату. И мы как-то свою скромную лепту внесли в это дело. Книга состоит из трех частей. Первая часть – это семь лекций о Прусте, лекции были прочитаны в Тбилиси. Вторая часть называется «Французский архив Мераба Мамардашвили», это 1989-90-е годы, это очень интересная часть, потому что там он много говорит о политике, о Грузии, о будущем Грузии. Нельзя читать это без боли, потому что у него были большие надежды. К сожалению, они до сих пор не оправдались. Третья часть переведена с русского, «Мышление и общество». Я сегодня очень счастлива, потому что на презентации было много молодежи. Я надеюсь, что они будут читать, думать. И через эти раздумья приобретать знания. Мераб Мамардашвили говорил, что человек есть то, что он знает.
Философ Заза Шатиришвили объясняет, почему Мамардашвили сегодня нужен как никогда, хотя то же самое, по его словам, будут говорить и после нас, «и через сто лет»:
- Во-первых, это философ сознания. А сознание нужно всегда. Это очень рефлексивный философ. Я бы сказал, Мамардашвили – один из редких философов ХХ века, который создал совершенно уникальный философский язык. Очень трудно сказать о Мамардашвили, к какому течению он принадлежит, с какой точки зрения эта феноменология. Но очень своеобразная, мерабовская феноменология. С другой точки зрения, можно сказать, что там многое от герменевтики, особенно когда мы читаем его блестящие лекции. Венец его философии – лекции о Прусте. Но я бы сказал, в первую очередь он философ созерцания, в античном смысле этого слова. Потому его и называют грузинским Сократом.
Писатель Зураб Карумидзе считает, что на фоне происходящего сегодня в Грузии выход такой книги – интересное явление в интеллектуальной жизни общества:
- Мераб на грузинском языке текстуально практически не существует. Да, были слушатели на его лекциях, я присутствовал на нескольких его лекциях, всегда был удивлен его кругозором, знаниями. Но это первый случай, когда можно сесть и прочесть по-грузински, потому что у него очень сложное мышление и необычное мышление. Я надеюсь, что это будет интересно для молодежи, особенно для молодежи, которая переживает сейчас смутные времена в плане интеллектуального, языкового развития. К сожалению, в языковом плане все это сузилось, но это уже на грузинском, и они смогут прочитать, надеюсь.
Давно пора уже выйти из горькой «энергии заблуждений», что идущий не в ногу неправ, в отличие от бездумно и слаженно идущей роты. Историю, философию, внутренний и внешний мир творят или губят отдельные личности. Мамардашвили – один из тех редких мыслителей, которые не пугаются актуальности, а их гражданское мужество становится не просто личным, но личностным примером и открывает дорогу к ясному осознанию себя и другого, точности мышления, ибо, по словам Мераба, «дьявол играет нами, когда не мыслим точно. Точность мышления есть нравственная обязанность того, кто к этому мышлению приобщен».
Мамардашвили был философом для отдельного человека, и только отделившись от толпы, привыкшей находить виновного и искать спасения где-то вовне, а не внутри себя, и, по словам Мераба, «впав в состояние сознания», можно услышать мысли философа, принять ту свободу и единственность судьбы, которую он мужественно и стойко сумел выстрадать в течение всей своей жизни.
Директор Центра стратегических исследований Натела Сахокия рассказывает, что книга, вышедшая в этом году, посвящена 80-летию со дня рождения философа:
- Неофициально наш центр мы считаем центром имени Мераба Мамардашвили, у нас везде висят его чудные портреты. Мы считаем, что в Грузии не на должном уровне отметили эту дату. И мы как-то свою скромную лепту внесли в это дело. Книга состоит из трех частей. Первая часть – это семь лекций о Прусте, лекции были прочитаны в Тбилиси. Вторая часть называется «Французский архив Мераба Мамардашвили», это 1989-90-е годы, это очень интересная часть, потому что там он много говорит о политике, о Грузии, о будущем Грузии. Нельзя читать это без боли, потому что у него были большие надежды. К сожалению, они до сих пор не оправдались. Третья часть переведена с русского, «Мышление и общество». Я сегодня очень счастлива, потому что на презентации было много молодежи. Я надеюсь, что они будут читать, думать. И через эти раздумья приобретать знания. Мераб Мамардашвили говорил, что человек есть то, что он знает.
Слушать
Your browser doesn’t support HTML5
Философ Заза Шатиришвили объясняет, почему Мамардашвили сегодня нужен как никогда, хотя то же самое, по его словам, будут говорить и после нас, «и через сто лет»:
- Во-первых, это философ сознания. А сознание нужно всегда. Это очень рефлексивный философ. Я бы сказал, Мамардашвили – один из редких философов ХХ века, который создал совершенно уникальный философский язык. Очень трудно сказать о Мамардашвили, к какому течению он принадлежит, с какой точки зрения эта феноменология. Но очень своеобразная, мерабовская феноменология. С другой точки зрения, можно сказать, что там многое от герменевтики, особенно когда мы читаем его блестящие лекции. Венец его философии – лекции о Прусте. Но я бы сказал, в первую очередь он философ созерцания, в античном смысле этого слова. Потому его и называют грузинским Сократом.
Писатель Зураб Карумидзе считает, что на фоне происходящего сегодня в Грузии выход такой книги – интересное явление в интеллектуальной жизни общества:
- Мераб на грузинском языке текстуально практически не существует. Да, были слушатели на его лекциях, я присутствовал на нескольких его лекциях, всегда был удивлен его кругозором, знаниями. Но это первый случай, когда можно сесть и прочесть по-грузински, потому что у него очень сложное мышление и необычное мышление. Я надеюсь, что это будет интересно для молодежи, особенно для молодежи, которая переживает сейчас смутные времена в плане интеллектуального, языкового развития. К сожалению, в языковом плане все это сузилось, но это уже на грузинском, и они смогут прочитать, надеюсь.
Давно пора уже выйти из горькой «энергии заблуждений», что идущий не в ногу неправ, в отличие от бездумно и слаженно идущей роты. Историю, философию, внутренний и внешний мир творят или губят отдельные личности. Мамардашвили – один из тех редких мыслителей, которые не пугаются актуальности, а их гражданское мужество становится не просто личным, но личностным примером и открывает дорогу к ясному осознанию себя и другого, точности мышления, ибо, по словам Мераба, «дьявол играет нами, когда не мыслим точно. Точность мышления есть нравственная обязанность того, кто к этому мышлению приобщен».