Демонстрация упорства

Расмуссен похвалил грузинские реформы и заявил, что Грузия «как никогда близка к НАТО»

ВЗГЛЯД ИЗ ТБИЛИСИ---К шансам Грузии на то, чтобы стать членом Североатлантического альянса, принято относиться скептически, особенно после того, как в августе 2008 г. Россия показала готовность пойти на радикальные меры, чтобы не допустить дальнейшего расширения НАТО в «своем» регионе.

Но для Грузии интеграция на Запад, т. е. в НАТО и Европейский союз, неразрывна со стержнем национального проекта: состояться как современное государство европейского типа. Именно на этом проекте основывается легитимность правительства Михаила Саакашвили. Но дело не только в нем: идею поддерживают бóльшая часть грузинского общества и основные оппозиционные партии.

Меняет ли ситуацию появление нового лидера оппозиции Бидзины Иванишвили? Его политические перспективы полностью основаны на нажитых в России миллиардах, поэтому неудивительны предположения о его связи с российскими политическими интересами. А последние во многом заключаются именно в недопущении интеграции Грузии в западные институты.

Иванишвили начал с постулирования того, что Грузия должна «углубить дружбу и интеграцию с Европой и США» и «начать налаживать отношения с Россией». С такими общими заявлениями спорить трудно, однако сразу заметили, что Иванишвили избегал темы НАТО: это ли не подтверждение того, что он – «кремлевский проект»? Кроме того, он обвинил в развязывании войны 2008 года Михаила Саакашвили, практически повторив российскую позицию. Однако через несколько интервью Иванишвили уже заявил, что для Грузии нет альтернативы интеграции в НАТО.

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Демонстрация упорства



В данном случае моя цель – не разгадывать тайну Иванишвили. Он оставляет впечатление слабо разбирающегося в политике человека, который на ходу учится, что и как надо говорить. Его предполагаемые связи с Кремлем могут быть лишь предметом спекуляций. Но важен факт: заявив о своих претензиях возглавить и спасти Грузию, Иванишвили достаточно быстро понял, что не может достичь своих целей, не подтвердив ориентацию на интеграцию в НАТО как стратегическую цель грузинской политики.

С другой стороны, несмотря на скептицизм своих аналитиков, Запад уже не может отказать Грузии в ее натовских амбициях. Поскольку весной 2008 г. в Бухаресте НАТО заявило, что Грузия станет ее членом, когда будет к этому готова, отказать ей на том основании, что это не понравится России, уже нельзя. Такую потерю лица западный альянс не может себе позволить. Хотя откладывать решение, конечно, можно, тем более что никто никогда ясно не говорил и, скорее всего, не скажет, как именно измерить степень готовности Грузии. Изменить свое решение может лишь сама Грузия – но этого пока не предвидится.

Все понимают, что двусмысленная ситуация может продолжаться долго, но никто не знает, насколько. Сегодня задача Грузии в том, чтобы проявлять упорство и настойчивость в надежде, что в какой-то момент международный расклад изменится в ее пользу. Если она сможет показать, что может быть не менее достойным партнером альянса, чем его новые участники, у нее и ее друзей возрастают шансы морального давления на эту организацию.

Визит в Грузию Андерса Фог Расмуссена, Генерального секретаря НАТО, 9-10 ноября стал еще одной демонстрацией этого положения вещей. Расмуссен похвалил грузинские реформы и заявил, что Грузия «как никогда близка к НАТО». Грузия посылает еще один батальон в особо опасные регионы Афганистана, став самым крупным участником операции среди нечленов альянса. В Афганистане погибло уже десять грузинских военнослужащих, однако широких протестов расширение участия страны в военной миссии НАТО не вызывает.

Сейчас особое внимание - состоянию демократических институтов в Грузии, прежде всего тому, как пройдут парламентские выборы 2012 года. Понятно, что на деле не это главное препятствие для вступления Грузии в альянс, но оппоненты принятия Грузии публично будут ссылаться именно на дефицит демократии.

В этом смысле первые шаги, предпринятые властью в ответ на появление Иванишвили, особенно проблематичны. Лишение его грузинского гражданства может быть юридически вполне оправданным, однако сам факт, что это произошло через несколько дней после того, как он объявил себя лидером оппозиции, далеко не улучшит демократический имидж Грузии.

Все рассматривают визит Расмуссена в контексте подготовки к саммиту НАТО весной будущего года. Ничего конкретного он не обещал, и обещать не мог. Больших ожиданий не было и в Тбилиси. Но на этом этапе главное – не отступиться от поставленной цели и иметь хоть какую-то позитивную динамику. В этом смысле визит генсека НАТО был успешным для Грузии.