Награда за «заслуги»

Отношение к Турыгину в Ингушетии неоднозначное - его имя связано с наиболее резонансными делами. Фото с сайта губернатора Ставропольского края

15 ноября Павел Беляков, ранее исполнявший обязанности заместителя генерального прокурора Ингушетии, занял кресло генерального прокурора республики. Его предшественник Юрий Турыгин назначен прокурором Ставропольского края. Отношение к Турыгину в Ингушетии неоднозначное - его имя связано с наиболее резонансными делами: убийствами правозащитников, первым в истории республики закрытие интернет-сайта, репрессиями в отношении оппозиции.

«Наградить "Орденом за заслуги" Турыгина Юрия Николаевича», - этими торжественными словами руководство Ингушетии проводило бывшего прокурора республики. Давайте посмотрим, что в Магасе подразумевают под словами «заслуги в укреплении законности и порядка»?

В числе памятных деяний теперь уже бывшего прокурора: закрытие сайта «Ингушетия.ру», аресты оппозиционеров, спущенные на тормозах уголовные дела убитого Макшарипа Аушева и похищенной группы журналистов канала «РенТВ». При прокуроре буйным цветом расцвела коррупция, а похищения людей «батальонами смерти» и «бессудные казни» были поставлены на конвейер.

Юрий Турыгин возглавлял ингушскую прокуратуру почти пять лет. За эти годы были похищены и убиты сотни людей, коррупция и казнокрадство достигли астрономических высот. Однако прокуратура так и не довела до суда большинство громких дел. Пытки и издевательства в застенках МВД оставались непроницаемы для «государева ока». Но в итоге - орден на грудь. Может быть, именно за свои «хлопоты» по укрывательству убийц, палачей и казнокрадов Юрий Турыгин и был так любим властями Ингушетии?

Слушать

Your browser doesn’t support HTML5

Награда за «заслуги»



Сам он, демонстрируя редкостное косноязычие, тем не менее, довольно искренне и точно описал свое кредо:

«Прокурор не только в силу своих служебных обязанностей, но и в силу самого названия «прокурор» – забота, диктовало с моей стороны принятие адекватных мер с точки зрения законности, ведь в этой ситуации и со стороны силовых структур было желание отомстить преступникам, по сути, было противостояние. И в этой связи нужно было придать все это законной форме, соблюдение законности ну и торжество справедливости», - сказал в своем заключительном слове Юрий Турыгин.

«Придать все это законной форме» у прокурора получалось лучше всего. Он всегда находил нужные слова, чтобы оправдать беззаконие со стороны силовиков. Убитый ребенок, женщина или даже случайно погибший от рук сотрудников правоохранительных органов и спецслужб прохожий автоматически объявлялись боевиками или их пособниками. На убитых списывались все громкие дела, а их трупы щедро одаривали «высокими регалиями» – объявляли эмирами, правыми руками Басаева и Умарова. Даже ФСБ иногда признавала свои ошибки, прокуратура - никогда.

В истории Ингушетии не было человека, который столько бы сделал для дискредитации ведомства, нежели кавалер ордена «За заслуги». Люди, пострадавшие от беспредела, пожимали плечами, когда правозащитники советовали им обращаться с заявлениями в прокуратуру. Зачем?! Чтобы усугубить свои проблемы?! Ведь после такого обращения к ним с визитами захаживали прокурорские работники и требовали забрать заявление. Жители республики запомнили и странную ухмылку, которая играла на устах Турыгина, когда он говорил об убитом, по его словам, в результате перестрелки шестилетнем Рахиме Амриеве.

И вот, наконец, настал день, когда можно было бы поздравить всех жителей Ингушетии с долгожданным уходом великого «специалиста» в деле обеспечения законности и порядка из Ингушетии. Но, боюсь, радоваться нечему. Место Турыгина занял его бессменный заместитель с 2007 года и верный соратник Павел Беляков.

Интересно, по какому принципу назначают прокуроров в Ингушетии, и чем руководствуется Генеральная прокуратура России, выбирая человека, призванного быть «оком государевым» в нашем неспокойном крае? Главный принцип понятен – он не должен быть этническим ингушем. Но он должен быть хотя бы профессионалом? Или все гораздо проще: нужен человек, который сможет, по словам самого же Турыгина, продолжать придавать беспределу в республике форму законности ну и торжества справедливости, конечно…