В поисках точек соприкосновения

После августовской войны это первая совместная работа исследователей, представляющих две конфликтующие стороны

ТБИЛИСИ---Сегодня в Тбилиси прошла презентация сборника статей югоосетинских и грузинских авторов. После августовской войны это первая совместная работа исследователей, представляющих две конфликтующие стороны.

При более внимательном взгляде на сборник может сложиться впечатление, что это две разные книги, которые объединяет лишь общая обложка. В начале - три статьи грузинских авторов, но стоит перевернуть книгу, и в зеркальном отражении (тоже в начале) статьи авторов из Южной Осетии с совершенно иной терминологией и политическими концепциями.

Спустя три года после августовской войны это первая попытка грузинских и югоосетинских исследователей издать совместный научный труд. В течение нескольких месяцев авторы работали независимо друг от друга. С содержанием исследований противоположной стороны они ознакомились лишь незадолго до издания сборника. Никаких изменений в статьи авторов не вносились.

Сегодня в Тбилиси прошла презентация грузинских исследований. Руководитель этой части проекта Арчил Гегешидзе рассказал, что главной задачей при выборе тем было не копаться в истории, а попробовать вглядеться в будущее, определить общие проблемы и найти точки соприкосновения в их разрешении.

Your browser doesn’t support HTML5

В поисках точек соприкосновения



Гегешидзе сказал, что для подготовки исследований он пригласил местных «тяжеловесов» в области конфликтологии. Один из них – Гия Тархан-Моурави, который заметил, что, несмотря на важность темы грузино-югоосетинского конфликта, она остается «белым пятном» в местных научных исследованиях. Многие данные, в том числе и статистические, либо вовсе отсутствуют, либо их достоверность вызывает сомнения.

Главная проблема на данный момент, по мнению Тархан-Моурави, заключается в том, что родственные грузинские и югоосетинские общества все больше отдаляются друг от друга. Эксперт выразил опасение, что с течением времени разъединение двух народов может стать необратимым, и это многократно усложнит процесс разрешения конфликта.

«Несмотря на то что в скором будущем беженцы, возможно, не сумеют вернуться [в Южную Осетию], нам следует уже сейчас начать думать о необходимости восстановления доверия между общинами. Это ключевой вопрос, так как в случае изменения политической ситуации может вновь актуализироваться перспектива восстановления территориальной целостности. И если эти общины не будут к этому готовы, это, конечно, станет очень острой проблемой», - сказал Гия Тархан-Моурави.

Другой исследователь Ивлиан Хаиндрава попытался ответить на вопрос, как гражданское общество может помочь процессу разрешения конфликта. Он пришел к выводу, что ни одна из сторон на уровне властей не способствует процессу восстановления связей между общинами.

«Из-за политических мотиваций не происходит поддержка прямого диалога, общения и схожих действий. В такой ситуации удваивается значение посреднической роли международных организаций и доноров. Следует отметить, что в данный момент они выполняют эту роль, но им следует приложить еще больше усилий и увеличить координацию для лучшего исполнения этого предназначения», - сказал Ивлиан Хаиндрава.

Третий эксперт Реваз Гачечиладзе решил провести социологическое исследование в осетинской и грузинской общинах на территории, подконтрольной Тбилиси. По мнению большинства, отношения между Тбилиси и Цхинвали могут быть восстановлены за счет возобновления экономических контактов. Это станет возможным только в том случае, если представители властей с двух сторон договорятся открыть административную границу.

«Никакая народная дипломатия не принесет результата, если у нее нет поддержки властей. В противном случае это будет просто встреча грузина с осетином на, так сказать, семейном уровне. А мы хотим, чтобы это было на уровне народов», - сказал Реваз Гачечиладзе.

Все три эксперта согласились, что, в отличие от абхазского конфликта, между грузинской и югоосетинской общинами все еще сильны общие традиции. По их мнению, это дает возможность предполагать, что прагматический подход с обеих сторон мог бы помочь скорейшему разрешению этого конфликта.