Миром отбили монаха…

Артур Бекоев

На соборной площади Владикавказа случилось чудо! Воцерковленная часть городской публики явила «городу и миру» пример истинной веры. Богобоязненный люд восстал против перевода в другой приход любимого батюшки архимандрита Антония, наместника Аланского Свято-Успенского мужского монастыря.

Церковное начальство отрядило его на служение в иные пределы, а духовные чада архимандрита встали стеной: "Никуда не отпустим, он нужен нам здесь!" Уж не знаю, как себе представляет духовное служение и монашеский подвиг сам отец Антоний, но события развернулись любопытные.

В тот день Архиепископу Владикавказскому и Махачкалинскому Зосиме было видение: толпы взывающих к его милости прихожан с молитвенно воздетыми дланями без устали повторяли: "Посмотрите на нас, владыка, посмотрите на нас! Милости Вашей просим!". Более того, спустя мгновение над папертью прозвучало и вовсе ошеломившее главу епархии: "На колени! На колени, просить владыку!" И народ встал на колени! Поначалу робко, озираясь с непривычки, но встал. Со слезами на глазах паства жертвенно распростерлась на заснеженной брусчатке Кафедрального собора Святого Великомученика Георгия.

Тут бы Зосиме улучить момент и сообразно ситуационной драматургии взять, да и рухнуть на колени вместе с честным народом, призвать к совместной молитве во славу Божия и во искупление "грехи наши тяжкия"! Простереть, так сказать, свою отеческую длань над духовными чадами. Однако, Зосима, видевший и слышавший подобное разве что на лекциях о житии апостолов в духовной академии, к подобному шагу оказался не готов. А жаль! Возможно, последовавшей истерии удалось бы избежать.

Не разобравшаяся было в ситуации полиция даже чуть не бросилась закрывать архиепископа своими телами. Правда, каким-то шестым чувством догадавшись, что в духовной мистерии секулярному воинству места нет, смущённо замерла в стороне.

И вот уже десятки голосов подхватывают призыв и над церковной оградой всё шире разносится: "На колени... на колени!" В этот момент владыка, надо полагать, и вовсе опешил. Оно и не мудрено: кому ещё доводилось наяву видеть картины, достойные кисти средневековых русских иконописцев или мастеров Возрождения? В какой-то момент я и сам чуть не пустил обильную... слезу и не преклонил колена в уповании на милость духовного отца епархии, но удаленность от места события повлияла на глубину переживания, и я остался стоять... Да и глупо как-то стоять на коленях перед телевизором.

В заключительной части мистерии полиция, собравшая в кулак остатки воли и разумения, словно на съёмках голливудского блокбастера, под стенания и крики верующих быстро создала живой коридор для авто, увёзшего ошарашенного архиепископа в его резиденцию. Народ, впрочем, ещё долго не расходился, призывая в свидетели небесные силы, репортёров местных СМИ и многочисленных зевак, окруживших церковь.

Но то был ещё не финал. Он только разворачивался. И было пространное (если не сказать престранное) заявление главы республики о том, что никто и никогда не ставил гордый народ на колени. Что всё происшедшее - это "неприятная страница истории епархии", которую следует спешно перелистнуть и возблагодарить Его Святейшество Патриарха Кирилла за "услышанные мольбы" верующих. Глава чуть не топал ногами и вообще отказывался разговаривать с архиепископом.

Ну, с тем, что "никто и никогда" - всё ясно. За словами главы Осетии угадывались дежурные репризы о завоевателе Темурленге, хане Батые, Персии, Вермахте и прочих тёмных силах, не сумевших согнуть осетин. С известными оговорками, принимается. Народ это любит и проглотит. Но какое это отношение имеет к происшедшему на соборной площади, мне понять сложно.

Какое всё это имеет отношение к бесконечному спору за души мирян между монашествующими и клиром, в который раз за разом пытаются втянуть осетинское общество? Какое это отношение имеет к их вечной идеологической и материальной грызне, давно ставшей притчей во языцех и благополучно "накрывшей" все пределы России? Что уж там говорить об Осетии!

И почему это "соборное действо" случилось накануне всеосетинского религиозного праздника? Почему эти манерные всхлипы субтильных дам заполонили республиканский эфир в аккурат накануне этого дня?

Уже сегодня архиепископ Зосима публично поздравлял всех с "нашим национальным праздником", с привлечением соответствующей атрибутики из ритуальных пирогов и осетинского пива. Боюсь, "мольбу народа", о которой говорил Мамсуров, до Патриарха спешно и своеобразно донесли! Согласитесь, не каждый день услышишь из уст руководителя епархии поздравления по поводу вполне не христианского по форме и содержанию религиозного праздника. Ведь в прочие, менее "тревожные" дни, священники не особо церемонятся в выборе эпитетов, рассуждая о "разного рода пережитках и суевериях осетинской культуры" и "языческом мракобесии"! Ну что-же, и на том спасибо!

Не знаю кто был тем фигурантом, который первым взорвал владикавказскую тишину призывом: «На колени!», но вполне допускаю слабость его психологического здоровья. Будем надеяться, что подобным адептам ведомственно-идеологических разборок духовной власти не удастся созвать под свои хлипкие знамёна гражданское общество. И не важно каким истеричным набором они воспользуются: «На колени!», «За Родину!», «Бей не наших!», или ещё как-то. У него, у этого общества, и так уже немало проблем с другой, не Божественной, вертикалью власти, не меньше иных претендующей на чувства и мысли людей, и давно поставившей всех на колени. Побережём себя!

Ах да, а отец Антоний остался в Осетии. Договорились пока.