24 ноября исполняется 20 лет со дня смерти легендарного лидера группы Queen Фредди Меркюри. Он умер в Лондоне в возрасте 45 лет от пневмонии, вызванной СПИДом. Даже сейчас, спустя два десятилетия Фредди Меркюри остается одним из самых популярных исполнителей в мире.
О феномене Фредди Меркюри – обозреватель русской службы Радио Свобода Кирилл Кобрин:
– Меркюри принадлежит к породе музыкантов конца 60-х – начала 70-х годов. Музыкантов, которые полностью изменили общий имидж так называемого рокера. В конце 60-х годов в связи с хиппи и молодежной революцией появился образ искреннего борца непонятно за что – то ли за политическую правду, то ли за равноправие, то ли против войны, то ли за легализацию наркотиков, то ли за свободную любовь. Но все это происходило на очень помпезном и чаще всего – скучном, очень серьезном уровне. Только некоторые группы позволяли себе иронизировать по поводу тех ценностей, которые пропагандировались и проповедовались в конце 60-х – начале 70-х годов. А вот в начале 70-х появляется несколько человек –прежде всего в Британии, – которые ставят понятия "рок-музыка", "рок-н-ролл" или "рок-музыкант" в кавычки. Они как бы дистанцируются – или, как сказал бы Шкловский, немножко остраняются от этого, пытаясь играть в рок-музыканта и оставаясь на самом деле артистами в более широком смысле этого слова. Прежде всего, конечно, таким стал Дэвид Боуи. Но очень важным продолжением этой линии был как раз Фредди Меркюри.
Queen начинали как прогрессив-рок или отчасти даже хард-рок-коллектив. Первые две-три пластинки представляли собой смесь тогда уже устоявшегося мейнстрима с тем, что тогда было самым модным в Британии. А самым модным в Британии был глэм-рок – блестящий и, если угодно, гламурный; его изобретатели – как раз Боуи, Марк Болан из группы T. Rex, Брайан Ферри из Roxy Music и еще несколько групп. Затем глэм-рок заканчивается, и Меркюри понимает, что долго играться во все это невозможно. Он придумывает очень странную смесь – декадентскую, сентиментальную, тонкую – рок-гимнов чуть ли не с фокстротами или твистами 20-30-х годов. Он пытается быть не только и не столько рокером, сколько актером, который играет в рок-музыканта, который играет в кабаретного артиста. Квинтэссенция этого – лучшие альбомы Queen 70-х годов, A Night at the Opera и A Day at the Races.
Потом наступает конец 70-х годов. Группу лихорадит. С появлением эпохи "новой волны", диско и много чего еще Queen по звучанию почти невозможно узнать. Узнать можно только гитару Брайана Мэя и голос Фредди Меркюри. Но ритм-секция, общие аранжировки, саунд меняются решительно. Особенных лавров Queen начала 80-х не снискали, хотя у них было несколько потрясающих песен – в частности, замечательный дуэт с Девидом Боуи Under Pressure. Но вот переломным моментом становится 1986 год, когда Queen участвует в благотворительном концерте в помощь голодающим Эфиопии Live Aid и подобных выступлениях: в группе Queen вдруг открывается удивительный талант быть стадионной группой. В историю Queen вошли все-таки прежде всего как авторы композиций Show Must Go On, Radio Gaga и так далее – помпезная чушь, на самом деле, которая живет только благодаря страдальческой смерти самого Фредди Меркюри.
Конечно, в его знаменитости, его популярности играли очень важную роль два момента. Первое: в 60-70-е годы поп-культура и особенно рок-музыка – строго гетеросексуальная затея. Рок-музыканты, у которых была либо смешанная, либо гомосексуальная ориентация, просто не рисковали об этом говорить. Первым, кто об этом сказал, намекнул – но играючи, никто всерьез не понял – был Дэвид Боуи; а вот потом, фактически следующим из известных был Фредди Меркюри. Он за собой привел целое, скажем так, направление гей-поп-музыки в 80-е годы, которое было очень важно в прежде всего музыкальном отношении. Это очень важная социальная функция, которую он, само того не понимая, выполнил. Второе – это то, что, Меркюри – одна из первых знаменитостей мирового уровня, которая умерла от СПИДа. Безусловно, это очень важно, и это сыграло тоже свою роль.
Его экзотическое происхождение – а Меркюри из парсов, из народа солнце-и огнепоклонников, живущего в Индии – тоже, конечно, совершенно удивительно. Он верил в то, что по-русски называется "в свою звезду". Он никогда, судя по всему, не делал то, что ему не нравилось. Фактически очень сложно найти что-то, что у него не получилось. Ну, был неудачные соло-альбом, что-либо еще. Но в сущности от начала до конца, от первого альбома группы Queen с таким же названием до самого момента драматической смерти Фредди Меркюри – вся эта биография уже готова для того, чтобы стать сюжетом.
О феномене Фредди Меркюри – обозреватель русской службы Радио Свобода Кирилл Кобрин:
– Меркюри принадлежит к породе музыкантов конца 60-х – начала 70-х годов. Музыкантов, которые полностью изменили общий имидж так называемого рокера. В конце 60-х годов в связи с хиппи и молодежной революцией появился образ искреннего борца непонятно за что – то ли за политическую правду, то ли за равноправие, то ли против войны, то ли за легализацию наркотиков, то ли за свободную любовь. Но все это происходило на очень помпезном и чаще всего – скучном, очень серьезном уровне. Только некоторые группы позволяли себе иронизировать по поводу тех ценностей, которые пропагандировались и проповедовались в конце 60-х – начале 70-х годов. А вот в начале 70-х появляется несколько человек –прежде всего в Британии, – которые ставят понятия "рок-музыка", "рок-н-ролл" или "рок-музыкант" в кавычки. Они как бы дистанцируются – или, как сказал бы Шкловский, немножко остраняются от этого, пытаясь играть в рок-музыканта и оставаясь на самом деле артистами в более широком смысле этого слова. Прежде всего, конечно, таким стал Дэвид Боуи. Но очень важным продолжением этой линии был как раз Фредди Меркюри.
Your browser doesn’t support HTML5
Queen начинали как прогрессив-рок или отчасти даже хард-рок-коллектив. Первые две-три пластинки представляли собой смесь тогда уже устоявшегося мейнстрима с тем, что тогда было самым модным в Британии. А самым модным в Британии был глэм-рок – блестящий и, если угодно, гламурный; его изобретатели – как раз Боуи, Марк Болан из группы T. Rex, Брайан Ферри из Roxy Music и еще несколько групп. Затем глэм-рок заканчивается, и Меркюри понимает, что долго играться во все это невозможно. Он придумывает очень странную смесь – декадентскую, сентиментальную, тонкую – рок-гимнов чуть ли не с фокстротами или твистами 20-30-х годов. Он пытается быть не только и не столько рокером, сколько актером, который играет в рок-музыканта, который играет в кабаретного артиста. Квинтэссенция этого – лучшие альбомы Queen 70-х годов, A Night at the Opera и A Day at the Races.
Потом наступает конец 70-х годов. Группу лихорадит. С появлением эпохи "новой волны", диско и много чего еще Queen по звучанию почти невозможно узнать. Узнать можно только гитару Брайана Мэя и голос Фредди Меркюри. Но ритм-секция, общие аранжировки, саунд меняются решительно. Особенных лавров Queen начала 80-х не снискали, хотя у них было несколько потрясающих песен – в частности, замечательный дуэт с Девидом Боуи Under Pressure. Но вот переломным моментом становится 1986 год, когда Queen участвует в благотворительном концерте в помощь голодающим Эфиопии Live Aid и подобных выступлениях: в группе Queen вдруг открывается удивительный талант быть стадионной группой. В историю Queen вошли все-таки прежде всего как авторы композиций Show Must Go On, Radio Gaga и так далее – помпезная чушь, на самом деле, которая живет только благодаря страдальческой смерти самого Фредди Меркюри.
Конечно, в его знаменитости, его популярности играли очень важную роль два момента. Первое: в 60-70-е годы поп-культура и особенно рок-музыка – строго гетеросексуальная затея. Рок-музыканты, у которых была либо смешанная, либо гомосексуальная ориентация, просто не рисковали об этом говорить. Первым, кто об этом сказал, намекнул – но играючи, никто всерьез не понял – был Дэвид Боуи; а вот потом, фактически следующим из известных был Фредди Меркюри. Он за собой привел целое, скажем так, направление гей-поп-музыки в 80-е годы, которое было очень важно в прежде всего музыкальном отношении. Это очень важная социальная функция, которую он, само того не понимая, выполнил. Второе – это то, что, Меркюри – одна из первых знаменитостей мирового уровня, которая умерла от СПИДа. Безусловно, это очень важно, и это сыграло тоже свою роль.
Его экзотическое происхождение – а Меркюри из парсов, из народа солнце-и огнепоклонников, живущего в Индии – тоже, конечно, совершенно удивительно. Он верил в то, что по-русски называется "в свою звезду". Он никогда, судя по всему, не делал то, что ему не нравилось. Фактически очень сложно найти что-то, что у него не получилось. Ну, был неудачные соло-альбом, что-либо еще. Но в сущности от начала до конца, от первого альбома группы Queen с таким же названием до самого момента драматической смерти Фредди Меркюри – вся эта биография уже готова для того, чтобы стать сюжетом.