ПРАГА---Во время одного из последних своих выступлений президент Грузии Михаил Саакашвили обвинил московский Патриархат в экспансии. Грузинский лидер считает, что РПЦ, желая восстановить свое прежнее влияние на постсоветском пространстве, объявила крестовый поход по восстановлению Советского Союза. Это заявление сейчас в прямом эфире мы обсудим с теологом Леваном Абашидзе.
ЭК: Леван, давайте начнем с общего вопроса: как вы считаете, насколько свободна вообще Русская православная Церковь в своей политике? Я не раз сталкивался с мнением, что, к примеру, признание канонической территорией Грузинской Церкви Абхазии и Южной Осетии – это тоже пример двойной политики Кремля, некий пряник для Грузии, а вовсе не самостоятельность РПЦ.
Леван Абашидзе: Это очень сложный вопрос и многогранный. Я считаю, что, конечно, в определенной степени церковь зависима от государства, но у церкви есть также и свои интересы. В случае непризнания канонической территории Грузии с прагматической точки зрения для Русской православной Церкви минусов было бы гораздо больше, чем плюсов. То есть для Русской православной Церкви политически более выгодно признавать канонической территорией Грузии Абхазию и Осетию. Я думаю, что в этом вопросе церковь не пойдет на компромиссы с государством, потому что это невыгодно. Я не думаю, что это двойная игра, это просто объективные церковно-политические интересы Русской православной Церкви.
ЭК: Спасибо, Леван. Второй вопрос касается, собственно, не русской, а Грузинской православной Церкви. Дело в том, что заявления Михаила Саакашвили прозвучали сразу после визита Илии Второго в Москву по случаю юбилея Патриарха Кирилла. Не является ли это признаком конфликта и, может быть, даже растущего конфликта грузинских властей и Грузинской православной Церкви?
Леван Абашидзе: Понимаете, в этом вопросе мы можем только говорить о своих предположениях, потому что инсайдерской информацией мы не владеем. Но вполне могу себе это представить. Возможно, что наши власти или наш президент были недовольны самостоятельной политикой нашего Патриарха, и, возможно, это какая-то реакция. Хотя я не уверен в этом.
ЭК: Леван, давайте начнем с общего вопроса: как вы считаете, насколько свободна вообще Русская православная Церковь в своей политике? Я не раз сталкивался с мнением, что, к примеру, признание канонической территорией Грузинской Церкви Абхазии и Южной Осетии – это тоже пример двойной политики Кремля, некий пряник для Грузии, а вовсе не самостоятельность РПЦ.
Леван Абашидзе: Это очень сложный вопрос и многогранный. Я считаю, что, конечно, в определенной степени церковь зависима от государства, но у церкви есть также и свои интересы. В случае непризнания канонической территории Грузии с прагматической точки зрения для Русской православной Церкви минусов было бы гораздо больше, чем плюсов. То есть для Русской православной Церкви политически более выгодно признавать канонической территорией Грузии Абхазию и Осетию. Я думаю, что в этом вопросе церковь не пойдет на компромиссы с государством, потому что это невыгодно. Я не думаю, что это двойная игра, это просто объективные церковно-политические интересы Русской православной Церкви.
Your browser doesn’t support HTML5
ЭК: Спасибо, Леван. Второй вопрос касается, собственно, не русской, а Грузинской православной Церкви. Дело в том, что заявления Михаила Саакашвили прозвучали сразу после визита Илии Второго в Москву по случаю юбилея Патриарха Кирилла. Не является ли это признаком конфликта и, может быть, даже растущего конфликта грузинских властей и Грузинской православной Церкви?
Леван Абашидзе: Понимаете, в этом вопросе мы можем только говорить о своих предположениях, потому что инсайдерской информацией мы не владеем. Но вполне могу себе это представить. Возможно, что наши власти или наш президент были недовольны самостоятельной политикой нашего Патриарха, и, возможно, это какая-то реакция. Хотя я не уверен в этом.