Маэстро, на выход!

Тенгиз Аблотия

Известно, что в политике, как и в обычной жизни, никогда не следует сбрасывать со счетов такой фактор как слепое везение, не связанное ни с какими целенаправленными действиями. Иногда смотришь, вроде человек и пальцем не пошевелил, а судьба ему благоволит – как говорят китайцы: «Если долго сидеть на берегу реки, то обязательно увидишь плывущий по ней труп врага». А иногда, напротив, вроде и не ленивый, и не глупый, и руки в нужном месте растут - но нет, не везет, и все. «Видно, в понедельник их мама родила», - пел когда-то Андрей Миронов.
Все это естественным образом касается и грузинской политики, в том числе и президента Саакашвили. Не сказать, что он прямо такой уж «тефлоновый», как его российский коллега, но иногда фортуна подкидывает ему приятные и неожиданные сюрпризы. Как, к примеру, на прошлой неделе.

Если представить себе, что Миша поймал за хвост золотую рыбку, то, наверняка, если не первым, то уж точно вторым его желанием было бы: «Сделай так, чтоб телекомпания «Маэстро» заткнулась, и это никак не было связано со мной». Уж не знаю, поймал ли он на самом деле золотую рыбку или ему просто везет, но на прошлой неделе долгожданное событие случилось – телекомпания «Маэстро» оказалась на грани развала. И Миша тут совершенно не при делах.

Сюжет этого грандиозного по грузинским меркам скандала, на первый взгляд, сложен и запутан – обе стороны приводят в качестве аргументов целый арсенал труднодоступных для обывателя объяснений, трясут кучами бумаг, написанных на обезъяньем (то есть юридическом) языке, приводят цифры со многими нулями, и т.д. Кажется, сам черт ногу сломит. Однако на самом деле, фабула исключительно проста – в 2009 году «Маэстро» была на грани закрытия и соучредители телеканала пригласили в качестве спасительной соломинки компанию «Рустави-меди управление», возглавляемую известным в Грузии медиа-менеджером и авантюристом Эросом Кинцмаришвили. Тот худо-бедно наладил работу канала, но тут вдруг, как черт из табакерки, появился миллиардер Бидзина Иванишвили. Его инициативы относительно «Маэстро» камуфлируются различными словесными кружевами, однако если коротко, то их смысл таков: «Эрос – жулик, и если вы от него отделаетесь, то я вам помогу финансово».

Разумеется, картина дополняется взаимными обидами, растраченными деньгами (как же иначе!) и многим другим, но суть в этом. Остальное - маневры.

Можно себе представить, какой праздник был в офисе президента в тот день, когда на «Маэстро» началась война между учредителями и управляющими. Эта телекомпания была, и по сей день остается, пожалуй, главной головной болью нынешних властей – после Путина, разумеется. Предсказать такое везение было невозможно. Саакашвили наверняка сидел у зеркала и спрашивал себя: «И за что мне такое счастье привалило?! Это, наверное, сон, ущипните меня».

Разумеется, не стоит ждать, что «Маэстро» окончательно и бесповоротно протянет ноги – такое везение было бы чрезмерным. Однако факт, что вещание в нынешнем формате (фактически на уровне радиостанции, выходящей в телеэфир), никак не сможет обеспечить оппозиции столь необходимый ей пиар – что особенно важно в год парламентских выборов.

Кроме того, наверняка власти, контролирующие судебную систему, позаботятся о том, чтоб тяжба затянулась настолько, насколько это вообще возможно. Не стоит также забывать, что скандалы, свзяанные с деньгами, интрижками, и обоюдным вывешиванием грязного белья, никогда и никому не приносили пользу. Как бы ни закончился скандал на «Маэстро», неприятный душок в любом случае останется – репутация зарабатывается годами, а теряется за минуту.

Конфликт вокруг «Маэстро» также сможет повлиять на авторитет Бидзины Иванишвили. Разумеется, не в глазах его слепых обожателей или охотников за халявой, но в глазах нормальной, относительно нейтральной публики.

Очевидно, что человек, заработавший 5,5 млрд. долларов, должен был осознавать, что попытки банально «кинуть» «Рустави-медиа-управление» приведут к острейшему кризису на «Маэстро». Вся Грузия знает, кто такой Эрос Кинцмаришвили. У него много хороших свойств – он энергичен, предприимчив, обладает прекрасным нюхом и цепкой хваткой. Но кроткость, благонравие и альтруизм никогда не входили в список его добродетелей. Было совершенно ясно, что Эрос, имеющий право управления «Маэстро» до декабря 2012 года, не уйдет без боя. Тем не менее, Иванишвили, пришедший в политику под лозунгами о братстве, терпимости и демократии, сделал то, что сделал. Тем самым угробив (надеемся, что на время), самый успешный оппозиционный медиа-проект.

Вот так всегда... Правильно говорится: «Легко весь мир любить, сумей полюбить соседа». Демократизм и человеколюбие политика измеряется не тем, как он относится к сторонникам, фанатам, и прихлебателям, а насколько он адекватен в отношении тех, кто ему не нравится. Бидзина, грозящий за 2 года построить в Грузии демократию, которой позавидуют европейцы, первый свой экзамен на политическую терпимость провалил. А нам, то есть грузинскому обществу, остается надеяться, что до начала предвыборной кампании «Маэстро» сможет утрясти свои проблемы и телевизионное пространство Грузии не будет отдано на съедение «Рустави-2» и «Имеди».