Демонстративная казнь

Гаджимурат Камалов - журналист, правозащитник, общественный деятель

МАХАЧКАЛА---В Махачкале застрелен учредитель ОАО «Свобода Слова», журналист и общественный деятель Гаджимурат Камалов. Он основал самую популярную в Дагестане газету «Черновик». Камалова расстреляли в упор, когда он выходил из офиса газеты. В Дагестане сегодня говорят о том, что эта была демонстративная казнь одного из ярчайших представителей гражданского общества республики.

Гаджимурат Камалов - журналист, правозащитник, общественный деятель. Последними десятью годами жизни он доказал, что слово, лишенное страха, способно изменить к лучшему даже самую тяжелую ситуацию. По мнению друга Камалова московского журналиста Орхана Джемаля, репутация сегодняшнего Дагестана как оплота кавказского вольнодумия и свободы слова - это в значительной степени заслуга Гаджимурата:

«Он стал писать вещи, о которых там раньше помыслить никто не мог или вслух сказать. Он занимался общественной деятельностью, он организовывал митинги… У него был потрясающий случай с министром внутренних дел Адильгиреем Магомедтагировым, когда в присутствии президента Муху Алиева Камалов поднес палец к носу Адильгирея и сказал: «министр, ты вор и убийца, и я это докажу». У него было страшное противостояние с силовиками, с мэрией Махачкалы из-за афер с недвижимостью, с экономистами дагестанскими из-за фокусов с бюджетом, он предал гласности историю нескольких жутких банд, которые «крышевала» милиция…».

Your browser doesn’t support HTML5

Демонстративная казнь



В 2009 году Гаджимурат Камалов попал в расстрельные списки, состоявшие из 16 человек - правозащитников, общественных деятелей, чиновников, которые составили якобы родственники погибших от рук исламистов сотрудников милиции.

«То количество врагов, которое было у Гаджимурата, в принципе, представить себе нельзя, - говорит Орхан Джемаль. - Он дрался, дрался, дрался… и конца этому не было видно. Два года назад он попал в список смертников - ни шагу не сделал назад, не отступил, не поступился ничем, прошел до конца. В принципе, Дагестан 90-х прошлого века, который был абсолютной безнадегой, и Дагестан нынешний, который дает надежу (есть борьба, есть представления у людей, что нужно бороться за справедливость, чего бы это ни стоило), - все это в огромной степени заслуга Гаджимурата».

Гаджимурат Камалов стал пятнадцатым журналистом, убитым в Дагестане за последние годы. Дагестанский политолог Руслан Курбанов предполагает, что это не последнее политическое убийство. Любой осведомленный человек в республике может навскидку огласить список людей, которым, скорее всего, в ближайшем будущем придется заплатить жизнью за свою гражданскую совесть. Это не только убийства, не только террор в отношении инакомыслящих, - это уничтожение нравственных и гражданских ориентиров общества, уничтожение веры в эволюцию государства. Среди молодого поколения в Дагестане стремительно растет сочувствие к исламскому подполью, как к единственной возможности ответить на произвол, чинимый властью.

«Мечущаяся политическая масса, каковой сегодня является население Дагестана, не находит ни одного приемлемого проекта, ни одного приемлемого лидера, ни одной приемлемой модели, которую она могла бы поддержать и отстаивать, -говорит Руслан Курбанов. - А в этой ситуации отсутствия ориентиров, лидеров, моделей, четкого видения, куда идти, как развиваться, - это очень опасная ситуация, учитывая, что в Дагестане огромное количество пассионарной энергии. И я боюсь, что сочетание всего комплекса проблем и угроз может привести к большому социальному взрыву, который будет сопровождаться пролитием огромного количества крови. Причем это будет не конкретная война за какие-то цели, а война всех против всех, просто на тотальное уничтожение любого политического оппонента, конкурента и т.п.».

Гаджимурату Камалову было 46 лет. Интеллектуал, маститный журналист и авторитетный общественный деятель, один из самых компетентных экспертов по Дагестану, он был начисто лишен снобизма, так часто присущего его коллегам. Гаджимурат Камалов мог часами объяснять собеседнику смысл происходящего в республике. Было заметно, что человек чувствует ответственность за то, с какими мыслями от него уйдет собеседник. Я был одним из многих, кто злоупотреблял этим и бессовестно пожирал его время.