Салих Кварацхелия: Мы усилим работу в плане взаимодействия с властями

Один из принципиальных вопросов, который Салих Кварацхелия должен будет решить с властью, находясь на своем посту, - это строительство в Сухуме полноценной мечети

СУХУМИ---На съезде Духовного управления мусульман Абхазии был избран новый председатель - им стал имам Сухумской мечети Салих Кварацхелия, который сменил на этом посту недавно ушедшего из жизни первого муфтия Абхазии Адиля Габлия. Новый глава Духовного управления мусульман Абхазии рассказал Семену Пегову о том, как он видит дальнейшее развитие этой организации и какие проблемы стоят перед ней сегодня.

Духовное управление мусульман Абхазии (ДУМ) было создано относительно недавно – в 1999 году. В задачи организации входит административное руководство и координация действий мусульманских общин республики, управление деятельностью приходов. С каждым годом ДУМ становится все более влиятельной структурой. Не секрет, что количество мусульман в Абхазии растет, связано это и с нахождением в стране немалого количества выходцев из Средней Азии, а также возвращением на родину потомков махаджиров, репатриантов из Турции и стран Ближнего Востока, которые, как правило, исповедуют ислам.

Решение, принятое на съезде ДУМ, выбрать председателем управления Салиха Кварацхелия для самого имама стало неожиданным. Салиху Кварацхелия тридцать три года, он служит в сухумской мечети, а теперь является первым административным лицом мусульманской общины Абхазии. Каких-то серьезных реформ Салих Кварацхелия проводить не собирается, но одной и своих главных задач считает активизировать диалог с различными властными структурами внутри страны, а также с мусульманскими общинами других государств.

«Мы усилим работу в плане взаимодействия с властями, улучшения этой работы и выстраивания отношений; также мы нацелены на улучшение связей с Духовным управлением мусульман РФ и нашей диаспоры», - говорит новый председатель ДУМ.

Your browser doesn’t support HTML5

Слушать



Один из принципиальных вопросов, который Салих Кварацхелия должен будет решить с властью, находясь на своем посту, - это строительство в Сухуме полноценной мечети. Сейчас она фактически представляет собой молельный дом, который уже не способен вместить всех верующих, по крайней мере, по праздникам. Камень преткновения в этом вопросе – выбор места. Представителям мусульманской общины Абхазии, естественно, хотелось бы, чтобы мечеть построили в центральной части столицы.

«Если мечеть построить на окраине города или за городом, естественно, она будет труднодоступной для ежедневного посещения, и верующие вынуждены будут ограничиваться посещением мечети либо один раз в неделю, либо вообще раз в год на праздник. Основное наше пожелание – чтобы мечеть находилась в доступном месте», - говорит Салих Кварацхелия.

Однако пожалуй самый больной вопрос, который связан с ДУМ, это ряд террористических актов и покушений не только в отношении рядовых мусульман Абхазии, но и высокопоставленных духовных и должностных лиц, занимающих руководящие посты в Духовном управлении. За последние два года было подорвано и убито, как минимум, семеро человек, имеющих прямое или косвенное отношение к ДУМ. Кстати, летом 2010 года покушались и на самого Салиха Кварацхелия - под его машину было установлено взрывное устройство. К счастью, оно не успело сработать. Руководство ДУМ неоднократно делало соответствующие заявления по поводу этих инцидентов, однако, не обладая информацией в полной мере, Салих Кварацхелия сегодня затрудняется сказать или даже предположить, какие силы могут стоять за этими преступлениями.

«Нельзя однозначно об этом говорить и связывать все с исламом или с мусульманами, прежде всего, это граждане Абхазии. По какой причине они были убиты, мы можем только догадываться, а чтобы связать это конкретно с чем-то, нужны доказательства. Да, ряд каких-то событий просто вынуждает сделать соответствующие выводы», - говорит Салих Кварацхелия.

В любом случае серия террористических актов в отношении членов ДУМ с трудом поддается какому-либо логическому объяснению. В отличие от тех же республик Северного Кавказа, где осуществляют свою деятельность различные радикальные исламские группировки, в Абхазии ничего подобного не наблюдается.

«То, что у нас нет радикализма, я думаю, не должно вызывать сомнений. Мы открыто проповедуем ислам, у нас мечеть открыта для всех прихожан. Какой-то тайной подпольной деятельностью мы не занимаемся, это не должно вызывать никаких сомнений. Если есть какие-то факты, какие-то доказательства, – пусть скажут, пожалуйста, это надо обнародовать. Так что, я думаю, никаких сомнений нет, - говорит Салих Кварацхелия.

Правоохранительные органы Абхазии, в свою очередь, не раскрыли ни одного из убийств или покушений на представителей мусульманской общины. По крайней мере руководителям ДУМ и общественности об этом неизвестно. Салих Кварацхелия тем временем не оставляет надежды, что ответ на вопрос, кому и зачем понадобилось уничтожать мирных мусульман Абхазии, рано или поздно будет найден.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия