Послезавтра, 2012

Тенгиз Аблотия

Через несколько дней на Земле воцарится новый, 2012 год. Естественно, что от каждого наступающего года ждут чего-то особенного – решения вопроса о мире во всем мире, установления нового, более справедливого порядка, или, в конце концов, лишнего миллиончика для себя любимого на тот крайний случай, если наступление эры всеобщего благоденствия в очередной раз будет отложено до лучших времен.

Но вот в 2012-м многие, а в особенности любители мистики, придуманных заговоров и черных кошек в темных комнатах с содроганием ждут совсем другого – конца света.

Это уже не первая «переломная дата». С куда большим ажиотажем встречали мрачный и непредсказуемый 2000-й год. Прекрасно помню, что Армагеддон тогда считали фактически состоявшимся событием. В то время церковники, еще не вошедшие в такую силу, как сегодня, кликушествовали на каждом углу, что в 2000-м произойдет потоп, и многие в это верили – ну правда, веры не хватало на то, чтоб отринуть мирские соблазны, тем более что времени было еще очень много...

Пророчества эти носили неофициальный характер, но поповский психоз был настолько массовым, что многим верующим, не слишком искушенным в догматах, казалось, что такова позиция Церкви. В обоснование своих мрачных пророчеств сектанты ссылались не только на Священное писание, но и на реальность. Именно в те годы укоренилось мнение о том, что в наше время на Земле происходит особенно много природных катастроф и катаклизмов – это, дескать, признаки гнева Господня. А когда на нашей многострадальной планете не было катастроф, массовых убийств, эпидемий? К примеру, в течение 15 веков после разделения, а затем и падения Рима, эпидемия дважды уносила в Европе почти по 40% населения. Родной и ненаглядный СПИД на фоне бубонной чумы – это так, детские шалости.

Но интересно было наблюдать, как по мере приближения 2000-го года разговоры о неминуемом Апокалипсисе становились все более осторожными, а в 1999-м они и вовсе сдулись - одно дело пугать наивных задолго до конца времен, и совсем другое - на их пороге. Ведь все выяснится за пару месяцев.

И вот день «икс» настал. Утро 1 января 2000 года выдалось обычным для этого периода времени – опустевший после всеобщей пьянки Тбилиси, серое небо, редкие автомобили на улицах. В этот момент первое желание - вознести руки к небу и спросить: «И все?! Это все на что вы способны?! Никаких знамений, никаких всадников Апокалипсиса, огненных вспышек на небе! Даже Эдуард, черт его побери, Шеварднадзе, и тот на месте!..»

Эсхатология той поры забылась, как будто ее и не было. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что страшилки о конце света были чистой воды сектантством, хотя и исходили от священнослужителей – согласно христианским догматам сроки Апокалипсиса скрыты от человека. Мф.24:36 «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один».

Однако страсть человечества к поискам черных кошек отнюдь не угасла – теперь все ждут нового Апокалипсиса, на этот раз по календарю майя. 2012 год – последний в календаре этой исчезнувшей, некогда великой цивилизации.

Вообще, если посмотреть объективно, мало ли по какой причине составители календаря могли остановиться именно на 2012-м. Но человек не был бы самим собой, если б из тысяч и тысяч возможных причин не выбрал самую дикую и саму невероятную – конец света.
Честно говоря, в провидческий дар племени майя верится со скрипом – они якобы разглядели конец света в далеком-далеком 2012 году, зато прозевали катастрофический конец собственной цивилизации. Ясное дело, проще написать, что тебя ждет через 2000 лет, чем увидеть свое будущее через пару недель.... Таким образом, очередное утро 1 января наверняка будет, как все прошедшие годы - пьяно-похмельным, морозным и, как правило, без осадков.

Кто бы смог, наконец, наворожить в Тбилиси на Новый год хотя бы один день хорошего, крепкого снега – надоело разглядывать 1 января снежинки только на витринах магазинов. Но для этого, боюсь, не хватит ни Иисуса, ни Магомеда, ни даже великого змея Кецалькоатля.

Ну и в конце немного о, собственно, Грузии и о политике – куда без нее, родимой. Если мы благополучно переживем конец света по версии майя, то осенью 2012-го нас ждет собственный, локальный Армагеддон – парламентские выборы. Выборы исторические в чисто политическом смысле. Осенью 2012 года Грузии предстоит дать ответ на вопрос – останемся ли мы в списке свободных (пусть и частично) стран, или перекочуем куда-то поближе к Владимиру Владимировичу. Новая реальность в лице миллиардера Бидзины Иванишвили поставит перед таким выбором в первую очередь правящую партию – готова ли она будет не то, чтобы отказаться от власти, а хотя бы немного ею поделиться. Судьба мира от этого не зависит – но судьба Грузии очень даже.

Так что, леди и джентльмены, поприветствуйте фанфарами приходящего 2012-го Дракона и заодно посмотрите еще раз фильмы-катастрофы Роланда Эммериха «Послезавтра» и «2012». А вдруг пригодится. Мало ли...