ЦХИНВАЛИ---Традиция встречи Нового года у осетин уходит в прошлое, когда на обыденную жизнь этого этноса больше влияли не государственные законы и правила, а традиции горных обществ, так называемые «ирон агдау». В то же время у современных осетин появляются новые праздничные сюжеты.
О современной традиции, укрепившейся в осетинском обществе несколько лет назад, напоминает заголовок одного из журналистских материалов: «МВД Южной Осетии предупреждает об ответственности за беспорядочную стрельбу в новогоднюю ночь».
Как правило, эффективность этой борьбы в каждую новогоднюю ночь остается низкой. И с наступлением темноты 31 декабря жители осетинских населенных пунктов начинают поливать их окрестности свинцом. К счастью, человеческих жертв еще не случалось. Ну а если говорить о давних, истинно осетинских традициях, то о них вспоминают не 31 декабря, а 13 января, когда отмечается Новый год по старому стилю. У осетин этот праздник называется «Ногбон». В нем много сакральной составляющей, в отличие от новогоднего праздника 31 декабря. Вот как описывает «Ногбон» осетинский этнограф Гастан Агнаев:
«На рассвете каждая семья разжигала перед домом костер. Каждому хотелось, чтобы его костер был больше, ярче горел, и поэтому село ярко освещалось, языки пламени тянулись к небу. Люди собирались вокруг костров, молодежь с песней «Сой-сой» обходила костры. Глядя, как догорает огонь, высказывали пожелания, чтобы несчастья и козни врагов сгорели вместе с ним. За новогодним столом глава семьи произносил молитву, поручая каждого члена семьи Богу и созданным Им дзуарам, просил, чтобы они были счастливы на протяжении всего года. Сидели долго. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпал по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы с пожеланием этому очагу стольких же удач, сколько зерен на полу».
Жительница Цхинвала Замира говорит, что приблизилась к этническим традициям, когда вышла замуж за парня из горного селения.
«Мое советское воспитание носило более светский характер. А попав в эту семью, я обнаружила столько хорошего, того, чего в советское время не давали осетинам и не давали детям в городских семьях, во всяком случае, не в каждой. Мы эти нормы и сегодня соблюдаем в своей семье. Хотя встреча Нового года у нас проходит традиционно. Конечно, неизменны три осетинских пирога, которые мы печем дома; старший мужчина в доме должен произнести молитву-тост, и только после этого мы можем сесть семьей за трапезу. Это ритуал и порядок, и это священно».
Еще одна неизменная традиция: вера в то, что от первого гостя, который переступит порог дома в Новом Году, зависит благополучие семьи весь год. Считается, что это должен быть мужчина, и чем младше, тем лучше. Ну а если замечено, что у того или иного человека «хорошая нога», его стараются пригласить и в следующем году. Милена рассказывает, что каждый год подходит к этому ритуалу с большой ответственностью.
«Мы каждый год ждем. У нас соседи есть Сосик и Олежка из соседнего подъезда. Каждый год стараюсь, чтобы кто-нибудь из них пришел к нам. И в этом году обязательно позову. Обычно они приходят с конфетами. И когда кто-либо из них приходит, я тоже стараюсь чем-то угостить, подарочек какой-нибудь покупаю, и они идут с охотой».
И еще у осетин считается, что, чем больше людей будет сидеть за твоим
столом, тем больше блага - «баркада» - будет в доме. А ходить в гости у
жителей Южной Осетии на этот раз времени будет предостаточно. Выходные
продлятся с 31-го декабря по 9-е января.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия
О современной традиции, укрепившейся в осетинском обществе несколько лет назад, напоминает заголовок одного из журналистских материалов: «МВД Южной Осетии предупреждает об ответственности за беспорядочную стрельбу в новогоднюю ночь».
Как правило, эффективность этой борьбы в каждую новогоднюю ночь остается низкой. И с наступлением темноты 31 декабря жители осетинских населенных пунктов начинают поливать их окрестности свинцом. К счастью, человеческих жертв еще не случалось. Ну а если говорить о давних, истинно осетинских традициях, то о них вспоминают не 31 декабря, а 13 января, когда отмечается Новый год по старому стилю. У осетин этот праздник называется «Ногбон». В нем много сакральной составляющей, в отличие от новогоднего праздника 31 декабря. Вот как описывает «Ногбон» осетинский этнограф Гастан Агнаев:
«На рассвете каждая семья разжигала перед домом костер. Каждому хотелось, чтобы его костер был больше, ярче горел, и поэтому село ярко освещалось, языки пламени тянулись к небу. Люди собирались вокруг костров, молодежь с песней «Сой-сой» обходила костры. Глядя, как догорает огонь, высказывали пожелания, чтобы несчастья и козни врагов сгорели вместе с ним. За новогодним столом глава семьи произносил молитву, поручая каждого члена семьи Богу и созданным Им дзуарам, просил, чтобы они были счастливы на протяжении всего года. Сидели долго. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпал по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы с пожеланием этому очагу стольких же удач, сколько зерен на полу».
Your browser doesn’t support HTML5
Жительница Цхинвала Замира говорит, что приблизилась к этническим традициям, когда вышла замуж за парня из горного селения.
«Мое советское воспитание носило более светский характер. А попав в эту семью, я обнаружила столько хорошего, того, чего в советское время не давали осетинам и не давали детям в городских семьях, во всяком случае, не в каждой. Мы эти нормы и сегодня соблюдаем в своей семье. Хотя встреча Нового года у нас проходит традиционно. Конечно, неизменны три осетинских пирога, которые мы печем дома; старший мужчина в доме должен произнести молитву-тост, и только после этого мы можем сесть семьей за трапезу. Это ритуал и порядок, и это священно».
Еще одна неизменная традиция: вера в то, что от первого гостя, который переступит порог дома в Новом Году, зависит благополучие семьи весь год. Считается, что это должен быть мужчина, и чем младше, тем лучше. Ну а если замечено, что у того или иного человека «хорошая нога», его стараются пригласить и в следующем году. Милена рассказывает, что каждый год подходит к этому ритуалу с большой ответственностью.
«Мы каждый год ждем. У нас соседи есть Сосик и Олежка из соседнего подъезда. Каждый год стараюсь, чтобы кто-нибудь из них пришел к нам. И в этом году обязательно позову. Обычно они приходят с конфетами. И когда кто-либо из них приходит, я тоже стараюсь чем-то угостить, подарочек какой-нибудь покупаю, и они идут с охотой».
И еще у осетин считается, что, чем больше людей будет сидеть за твоим
столом, тем больше блага - «баркада» - будет в доме. А ходить в гости у
жителей Южной Осетии на этот раз времени будет предостаточно. Выходные
продлятся с 31-го декабря по 9-е января.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия