ТБИЛИСИ---Культурная жизнь в Грузии в ушедшем году была интересной и насыщенной – критики об этом не спорят. Однако каждое событие они оценивают по-разному. Наш тбилисский корреспондент Эдита Бадасян, побеседовав с некоторыми из них, предлагает нам еще раз окинуть взглядом все, что было подарено зрителю и слушателю в прошлом году.
2011 год начался с выступления всемирно известного тенора из Италии Андреа Бочелли. В дуэте с грузинской певицей Софо Нижарадзе он исполнил хит «Time To Say Goodbye», символично попрощавшись с уходящим годом.
Кто только не украшал культурные события своим участием в них в прошлом году, и среди них звезды мировой величины Энрике Иглесиас, Стинг, Эрика Баду. Принимали их две культурные столицы - Тбилиси и Батуми. Певица, солистка Тбилисского государственного оркестра «Биг Бэнд» Майя Бараташвили тоже была активно включена в культурные события страны. И вот какие из них она считает самыми важными:
«В рамках музыкальных фестивалей в Тбилиси и в Батуми состоялись фантастические джазовые концерты с участием известных в этом направлении музыкантов. В Грузию по приглашению консерватории приехал и известный американский пианист Бред Мелдау».
Писатель Гурам Одишария, говоря о событиях литературной жизни, в первую очередь обратил внимание на появление в этом году первого номера литературного альманаха «Южный Кавказ». Его ведут сам писатель и его абхазский коллега - публицист Батал Кобахия. В нем собраны произведения грузинских, абхазских, осетинских, азербайджанских и армянских писателей, и в каждом регионе он выходит на родном языке. Писатель назвал и другие важные, на его взгляд, события:
«В отличие от многих республик бывшего Советского Союза, в Грузии обилие конкурсов, которые оживляют литературную жизнь. Самый знаменитый из них - "Саба". В начале лета прошел поэтический фестиваль грузинских и российских авторов, который организовал "Русский клуб"».
Тем не менее Гурам Одишария сожалеет, что грузинский читатель мало знает о культурных достижениях соседних стран:
«Когда я езжу в Азербайджан, Армению, бываю в других регионах Кавказа, я всегда их прошу показать мне новые фильмы. Я вижу, что там снимают немало картин в последний период, а мы искусство наших соседей знаем мало. В последние 25 лет наши народы из-за карабахского, югоосетинского и абхазского конфликтов показывают друг другу спины. А мы не имеем на это право, и как раз искусство может помочь людям восстановить доверие и понимание, проникнуться взаимными проблемами».
Искусствовед Лейла Цицуашвили назвала событием года международный фестиваль современного искусства «Артистериум-2011» и еще несколько десятков выставок, самыми интересными из которых были:
«Возобновленная экспозиция сокровищ из колхидского золота в Государственном музее имени Симона Джанашия. После ремонта была открыта и Национальная галерея с восемью выставочными залами - в ней сейчас представлены экспонаты Музея искусств Грузии XIX века, работы Пиросмани, Гудиашвили и Ахвледиани».
С грустных событий начал подведение итогов года театральный критик Ника Цулукидзе. 2011 год ознаменовался большими потерями для грузинского театра и его зрителя: ушли из жизни великие грузинские актеры Рамаз Чхиквадзе и Зинаида Кверенчхиладзе, люди, которые были олицетворением целой эпохи в грузинском театре.
Однако, помимо печальных событий, были и радостные: прошлой осенью в Грузии состоялся третий Международный театральный фестиваль. Говорит Ника Цулукидзе:
«Мы не закрыты, напротив, фестиваль помогает нам знакомиться с мировой театральной палитрой, помогает идти в ногу со временем, и, конечно же, дает возможность показать себя. Я бы еще выделил несколько спектаклей, которые в разных театрах были поставлены в прошедшем году: "Ревизор" в постановке режиссера Гизо Жордания, "Механический апельсин" Автандила Варсимашвили, "Декамерон" и "Малина" Левана Цуладзе, "Сирано де Бержерак" Давида Доиашвили. Я очень рад, что грузинский театр развивается и идет вперед».
Кинокритик и искусствовед Тео Хатиашвили подошла к заданному нами вопросу с другой стороны - решила назвать два самых неудачных культурных проекта 2011 года. Первый - это фильм о российско-грузинской войне «5 дней августа», помпезная презентация которого, как она считает, надолго останется в памяти жителей Грузии:
«Это типичный голливудский фильм о конфликтной ситуации, который можно было бы "подогнать" к любой точке земного шара, будь то Южная Африка или Ливан. В этом фильме конкретно о войне в августе 2008 года и о грузинской реальности ничего нет. Ну, разве что танец ансамбля Сухишвили может подсказать зрителю, о какой стране и каких народах идет речь. Фильм провалился в прокате, что было вполне ожидаемо».
Вторым провальным проектом Тео Хатиашвили считает мюзикл «Кето и Коте», который финансировался из бюджета страны. Она считает, что он снят с излишней помпезностью:
«Когда страна стоит перед серьезными социальными проблемами, государство не имеет права растрачивать деньги впустую, что произошло в случае постановки "Кето и Котэ"».
В то же время кинокритик говорит, что для нее стал подарком новый фильм режиссера Русудан Чкония «Улыбнитесь!», который выйдет в прокат в наступившем году. По словам Хатиашвили, этот фильм, поднимающий серьезные проблемы, «позволяет надеяться, что в грузинской киноиндустрии еще не все потеряно».
2011 год начался с выступления всемирно известного тенора из Италии Андреа Бочелли. В дуэте с грузинской певицей Софо Нижарадзе он исполнил хит «Time To Say Goodbye», символично попрощавшись с уходящим годом.
Кто только не украшал культурные события своим участием в них в прошлом году, и среди них звезды мировой величины Энрике Иглесиас, Стинг, Эрика Баду. Принимали их две культурные столицы - Тбилиси и Батуми. Певица, солистка Тбилисского государственного оркестра «Биг Бэнд» Майя Бараташвили тоже была активно включена в культурные события страны. И вот какие из них она считает самыми важными:
«В рамках музыкальных фестивалей в Тбилиси и в Батуми состоялись фантастические джазовые концерты с участием известных в этом направлении музыкантов. В Грузию по приглашению консерватории приехал и известный американский пианист Бред Мелдау».
Писатель Гурам Одишария, говоря о событиях литературной жизни, в первую очередь обратил внимание на появление в этом году первого номера литературного альманаха «Южный Кавказ». Его ведут сам писатель и его абхазский коллега - публицист Батал Кобахия. В нем собраны произведения грузинских, абхазских, осетинских, азербайджанских и армянских писателей, и в каждом регионе он выходит на родном языке. Писатель назвал и другие важные, на его взгляд, события:
«В отличие от многих республик бывшего Советского Союза, в Грузии обилие конкурсов, которые оживляют литературную жизнь. Самый знаменитый из них - "Саба". В начале лета прошел поэтический фестиваль грузинских и российских авторов, который организовал "Русский клуб"».
Your browser doesn’t support HTML5
Тем не менее Гурам Одишария сожалеет, что грузинский читатель мало знает о культурных достижениях соседних стран:
«Когда я езжу в Азербайджан, Армению, бываю в других регионах Кавказа, я всегда их прошу показать мне новые фильмы. Я вижу, что там снимают немало картин в последний период, а мы искусство наших соседей знаем мало. В последние 25 лет наши народы из-за карабахского, югоосетинского и абхазского конфликтов показывают друг другу спины. А мы не имеем на это право, и как раз искусство может помочь людям восстановить доверие и понимание, проникнуться взаимными проблемами».
Искусствовед Лейла Цицуашвили назвала событием года международный фестиваль современного искусства «Артистериум-2011» и еще несколько десятков выставок, самыми интересными из которых были:
«Возобновленная экспозиция сокровищ из колхидского золота в Государственном музее имени Симона Джанашия. После ремонта была открыта и Национальная галерея с восемью выставочными залами - в ней сейчас представлены экспонаты Музея искусств Грузии XIX века, работы Пиросмани, Гудиашвили и Ахвледиани».
С грустных событий начал подведение итогов года театральный критик Ника Цулукидзе. 2011 год ознаменовался большими потерями для грузинского театра и его зрителя: ушли из жизни великие грузинские актеры Рамаз Чхиквадзе и Зинаида Кверенчхиладзе, люди, которые были олицетворением целой эпохи в грузинском театре.
Однако, помимо печальных событий, были и радостные: прошлой осенью в Грузии состоялся третий Международный театральный фестиваль. Говорит Ника Цулукидзе:
«Мы не закрыты, напротив, фестиваль помогает нам знакомиться с мировой театральной палитрой, помогает идти в ногу со временем, и, конечно же, дает возможность показать себя. Я бы еще выделил несколько спектаклей, которые в разных театрах были поставлены в прошедшем году: "Ревизор" в постановке режиссера Гизо Жордания, "Механический апельсин" Автандила Варсимашвили, "Декамерон" и "Малина" Левана Цуладзе, "Сирано де Бержерак" Давида Доиашвили. Я очень рад, что грузинский театр развивается и идет вперед».
Кинокритик и искусствовед Тео Хатиашвили подошла к заданному нами вопросу с другой стороны - решила назвать два самых неудачных культурных проекта 2011 года. Первый - это фильм о российско-грузинской войне «5 дней августа», помпезная презентация которого, как она считает, надолго останется в памяти жителей Грузии:
«Это типичный голливудский фильм о конфликтной ситуации, который можно было бы "подогнать" к любой точке земного шара, будь то Южная Африка или Ливан. В этом фильме конкретно о войне в августе 2008 года и о грузинской реальности ничего нет. Ну, разве что танец ансамбля Сухишвили может подсказать зрителю, о какой стране и каких народах идет речь. Фильм провалился в прокате, что было вполне ожидаемо».
Вторым провальным проектом Тео Хатиашвили считает мюзикл «Кето и Коте», который финансировался из бюджета страны. Она считает, что он снят с излишней помпезностью:
«Когда страна стоит перед серьезными социальными проблемами, государство не имеет права растрачивать деньги впустую, что произошло в случае постановки "Кето и Котэ"».
В то же время кинокритик говорит, что для нее стал подарком новый фильм режиссера Русудан Чкония «Улыбнитесь!», который выйдет в прокат в наступившем году. По словам Хатиашвили, этот фильм, поднимающий серьезные проблемы, «позволяет надеяться, что в грузинской киноиндустрии еще не все потеряно».