Кто оживит зону?

Лемонджава назвал несколько причин, по которым потийская зона, открытая президентом Саакашвили 15 апреля 2008 года, не оправдала себя

ТБИЛИСИ---Управлением свободной индустриальной зоной города Поти наряду с компанией «Ракия Грузия – свободная индустриальная зона», возможно, займется новая компания. Об этом на днях заявил мэр Поти Вахтанг Лемонджава. По его словам, сегодня проект трудно назвать эффективным. Свое недовольство по поводу роботы индустриальных зон в Грузии выражает и центральная власть.

Представители менеджмента «Ракия Грузия – свободная индустриальная зона» категорически опровергли информацию о подключении к управлению проектом новой компании. По словам сотрудников, они продолжают свою работу и привлекают инвестиции.

Между тем недавно мэр Поти Вахтанг Лемонджава заявил, что:

«В индустриальной зоне на уровне мнений идет разговор (это частная собственность, и мы не можем об этом говорить) о том, что частично может прийти новый менеджмент. Войдет новая большая финансовая группа. Это внесет в индустриальную зону новую жизнь».

Лемонджава назвал несколько причин, по которым потийская зона, открытая президентом Саакашвили 15 апреля 2008 года, не оправдала себя. В первую очередь, это августовская война, во время которой российские военные заняли эту территорию. В последующие годы основными причинами Лемонджава называет отсутствие коммуникаций и неэффективный менеджмент.

Представители «Ракии» с мэром не согласны. Они рассказывают, что на территории в 300 гектаров уже построены склады и офисные здания. В зоне зарегистрировано около 90 фирм, причем, большинство из них – иностранные торговые компании. Да, работают пока немногие. Но ведь и регистрировать компании начали только с 2010 года. Хотя зона и была открыта в 2008 году, всем известные события задержали полноценный запуск проекта.

Your browser doesn’t support HTML5

Кто оживит зону?



Американская компания «Булзай трейдинг СИЗ» (Bullseye Trading FIZ LLC), которая производит товары для детей, начала работу в зоне в сентябре 2011 года. Продукцию они ввозят из США и распространяют ее в Индии и странах Закавказья. Как говорит представительница компании Екатерина Джалагания, одна из причин, по которой руководство компании предпочло зону Поти, - отсутствие налога на прибыль. Кроме того, таможенное оформление товара происходит очень просто:

«В СИЗ привозят груз. Никакой процедуры нет, кроме того, что таможенник проверяет товар. Когда вывозим, проводится обычная таможенная процедура, декларация печатается тут же. Таможня ведь в двухстах метрах. Максимум через два часа процедура завершена».

Тем не менее, подводя итоги 2011 года, среди не оправдавших себя проектов премьер-министр Ника Гилаури назвал и свободные индустриальные зоны в Кутаиси и Поти. Начиная эти проекты, руководство страны обещало, что они станут основой экономического роста, будут способствовать созданию рабочих мест. Однако спустя три года результатов почти нет. В Потийской зоне трудоустроено всего пара сотен человек. Жители Поти продолжают жаловаться на безработицу, а некоторые даже не слышали о существовании зоны:

«Я даже не представляю, о чем вы меня спрашиваете. Я-то работаю, но вокруг меня много безработных, даже спрашивать не стоит об этом. Так, как в Поти, люди нигде не нуждаются».

«Слышал. В основном занимается строительством заводов и фабрик. Идет расширение. Это положительно повлияет на трудоустройство населения, но развивается медленно. Безработица – проблема. Я сам трудоустроен. В основном люди работают в порту».

«Я-то слышал про свободную индустриальную зону, но она пока не развилась. В основном население трудоустроено в порту и банке».

«В плане трудоустройства ситуация очень тяжелая. Я сама без работы, искала, но не нашла. И вокруг меня безработные. Мы в семье все безработные».

Неэффективность зоны в Поти нисколько не удивляет грузинских экспертов. Как говорит Нодар Хадури, свободные индустриальные зоны действуют в тех странах, в которых ситуация за пределами зоны менее благоприятна для бизнеса, чем внутри них.

«Грузия сама является свободной экономической зоной. И что самое главное, эти зоны расположены близко к Абхазии. Пока не урегулируется вопрос российско-грузинских отношений, ожидать больших инвестиций в эту зону не стоит», - заявил Нодар Хадури.